Главгосэкспертиза России объявила о том, что она согласовала проект реконструкции двух дворов Михайловского дворца – главного здания Русского музея.
Градозащитники выступили против этого проекта. Директор Русского музея Владимир Гусев собрал вчера журналистов и объяснил, что ничего еще не решено.
Наша газета сообщала об идее перекрытия атриумами дворов Михайловского дворца. История тянется с 2002 года и является частью соглашения российского правительства и Всемирного банка о сохранении культурного наследия. Недавно стало известно, что архитектор Михаил Филлипов, автор первоначальной концепции атриумов, был отстранен от участия в работе.
В Главгосэкспертизу вместе с историко-культурной экспертизой был направлен другой проект. Он предлагает отказаться от переоборудования чердаков в выставочные залы, но создать поэтажные перекрытия для выигрыша в площадях. Для сооружения перекрытий потребуется сделать 25-сантиметровые углубления в исторических стенах дворца. Экспертиза считает, что стены выдержат, а внешний облик памятника архитектуры не изменится.
В комментарии Главгосэкспертизы сказано, что атриумы позволят оборудовать пандус и три дополнительных лифта для маломобильных посетителей, увеличить площадь реставрационных мастерских, расширить входную зону.
Владимир Гусев признал, что возвращение темы атриумов было для него неожиданным. Но если государство найдет деньги на этот проект и, что особенно важно, на переезд экспозиций, фондов и сотрудников из Михайловского дворца, то администрация Русского музея подготовит план эвакуации.
Экспозиции переедут в Инженерный замок, фонды и сотрудники – в него же, в Строгановский и Мраморный дворцы. Часть фондов не вернется обратно – например, в Инженерном замке планируется создать Центр русской графики.
Срок переезда жесткий – до 1 января 2017 года. Но остальная работа музея продолжится в штатном режиме. В Корпусе Бенуа будут показаны все запланированные выставки 2016 года – в том числе автопортрета, Василия Кандинского, искусства Великого Новгорода XVI века, Ивана Айвазовского.
Важный вопрос – сколько будут стоить атриумы? По словам Алексея Васильева, генерального директора Фонда инвестиционно-строительных проектов Петербурга (ФИСП), который выполняет функции заказчика, если привлекаются деньги Всемирного банка, окончательная цена станет известна только после проведения конкурса по выбору подрядчика. ФИСП оценивает стоимость строительства атриумов не более чем в 30 млн долларов, из которых 2,5 млн предоставит Всемирный банк, остальное – Российское государство.
Васильев сообщил, что на следующей неделе Минфин окончательно сформулирует свою позицию по «атриумному» вопросу. И тогда все бумаги отправят в офис Всемирного банка. По словам гендиректора ФИСП, банк настаивает на выполнении двух условий: реализация проекта 2002 года и переезд музея из Михайловского дворца за счет российской стороны в 2016 году, чтобы за два последующих года провести все работы.
Как говорилось прежде, банк объявит свою позицию в последних числах марта 2016 года. Возникают два вопроса. Первый – насколько новый проект атриумов можно считать идентичным первоначальному? Второй – если Всемирный банк предоставляет всего десятую часть финансирования, может быть, обойтись российскими деньгами? На первый вопрос ответ был такой – на усмотрение банка. На второй – не пристало нарушать прежние договоренности.
По источникам, острой остается проблема финансирования переезда экспозиций и фондов из Михайловского дворца. По оценкам, переезд стоит 200 млн рублей. Министерство культуры предложило Русскому музею поделить расходы пополам. Непонятно, откуда музей возьмет 100 миллионов. Ему проще отказаться от атриумов.
Что касается позиции градозащитников, то Александр Кононов, заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК, считает, что можно обсуждать идею создания атриумов с сохранением внутреннего пространства дворов. Но строительство перекрытий – это вторжение в структуру памятника. Заведение на 25 см балок новых перекрытий в исторические капитальные стены, создание полноценных этажей с новой планировкой нарушает законы об охране культурного наследия.