Как сообщает сегодня «Российская газета», в нашей стране планируется ввести новый курортный сбор, который придется платить как отечественным, так и иностранным туристам.
Эту идею сейчас обсуждают эксперты и специалисты профильных министерств, которые должны к 1 июля выработать общее мнение и представить его президенту страны. Возможные механизмы его взимания, как и размер, еще не определены, но ранее уже звучало предложение установить его на уровне 3% от цены путевки.
Предполагается, что новый сбор должен будет поддержать туристическую отрасль, улучшить обслуживание и благоустроить инфраструктуру.
Как отмечает издание, такой сбор не является налогом в чистом виде. При этом он существовал еще в советские времена, напоминает профессор РАНХиГС при президенте РФ Илья Быковников. Аналогичный неналоговый платеж вводили и в 1993 году.
Его суть заключалась в том, что те организации, у которых были целевые путевки, должны были отчислять из фонда оплаты труда или профсоюзных фондов определенные деньги для поддержания санаторно-курортных организаций. Чуть позже ввели и второй вариант, который отменили в 1999 году. По нему организации в сфере санаторно-курортного обслуживания отчисляли деньги для поддержания инфраструктуры. Но было сложно отследить, почему применяется тот или иной норматив отчисления. Были также и трудности с администрированием этих сумм, уточняет г-н Быковников.
Хоть идея и не нова, но ее надо будет адаптировать к новым условиям и с учетом старых проблем, замечает член общественного совета по туризму при ФАС, эксперт госреестра по туристским услугам Галина Дехтярь: "Сейчас отрасль не в лучшем состоянии. В части внутреннего туризма ситуация едва ли позитивнее, чем в сфере туризма выездного. А с этим нововведением любые туры подорожают на сумму курортного сбора".
При этом эксперты издания считают, что "справедливая" величина курортного сбора должна составлять 2-3% от стоимости услуг по проживанию. Это около 50 рублей с "койко-места" в частном секторе и 100-150 рублей в день с гостя отеля. Эти суммы близки и мировой практике, где сбор составляет 1-3 евро в сутки.
В целом же эксперты выделяют два возможных алгоритма монетизации нового сбора. Первый вариант: турист прилетает на курорт, и при заселении сбор платится конкретному отельеру. Второй вариант: туроператор продает тур и сразу в его стоимость включает курортный сбор, а далее направляет его в регион, часть оставляя себе.
Опрошенные нашим порталом туроператоры, активно работающие на внутреннем рынке, между тем, сомневаются в эффективности подобного сбора.
«Я всегда был противником различных сборов. Они оказывают негативный психологический эффект на туристов, которые чувствуют, что на них хотят заработать. В этом году цены на проживание в отечественных гостиницах и пансионатах выросли на 15-20%, а тут получается, что туристы еще и должны доплатить. Кроме того, последствием введения сбора будет то, что сотрудники средств размещения будут сильно отвлечены его получением и учетом, вместо того, чтобы заниматься действительно полезной работой», - прокомментировал планируемое нововведение Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин».
По мнению эксперта, данная инициатива не соотносится с пропагандой внутреннего туризма и стремлением привлечь как можно больше россиян на наши курорты.
«Я считаю, что деньги можно и нужно привлекать другими способами – необходимо развивать территории, повышать их инвестиционную привлекательность, заинтересовать малый и средний бизнес, то есть использовать другие ресурсы для поиска средств, а не вводить сборы и налоги», - полагает г-н Ромашкин.
В свою очередь, Сергей Зенкин, президент компании «Роза Ветров», отметил в беседе с нами, что пока сложно оценивать эффективность курортного сбора, так как неясны его цели. «Возможно, идея правильная, но на данный момент нет четкого понимания, на что пойдет курортный сбор, кто и как им будет распоряжаться, какой эффект он даст. Пока все непрозрачно и абстрактно», - объяснил он.
Эксперт уверен – первоочередная задача государства – помочь гостиничной отрасли «выйти из тени». «Можно вводить сборы, а можно пойти другим путем. Сейчас в России очень много официально незарегистрированных средств размещения. Если бы государство пошло навстречу отрасли: снизило бы налоги на землю, упростило бы регистрацию мини-отелей - то это поспособствовало бы «обелению» бизнеса. Тогда бы мини-отели и гостевые дома стали работать официально и, соответственно, платить налоги, что выгодно государству», - предложил Сергей Зенкин.