Овербукинг появился в Америке в середине прошлого века, когда авиапассажиры добились права компенсации стоимости билета в случае опоздания на рейс. Подсчитав убытки, авиакомпании начали продавать больше билетов, чем кресел в салоне. Убытки-то они снизили, но появились проблемы с "лишними" пассажирами. Тех, кому не хватило места в самолете, задабривали бесплатными обедами, местами в комфортных гостиницах, денежной компенсацией.
Сейчас многие европейские и американские компании перед рейсом просто объявляют, что всем места не хватает, и ищут добровольцев, которые хотят получить солидную компенсацию.
В России, где овербукинг пока применяется неофициально, накладки с "лишними" пассажирами бывают довольно часто. В нашем законодательстве не прописано, как и каким образом им можно компенсировать затраты, пояснил в беседе с "РГ" главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров. Сегодня с такими пассажирами особенно не церемонятся - продажу "лишних" билетов списывают на технический сбой в системе бронирования, отметил эксперт.
А узаконив овербукинг, люди получат больше прав, считает эксперт.
С ним не согласен председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков, по мнению которого, выиграют лишь перевозчики, увеличив себе прибыль. "То есть пассажир может не улететь, даже если вовремя приехал в аэропорт, но оказался последний в очереди на регистрацию. Правильно ли это? Нет, это нарушение прав потребителя", считает он.
В случае овербукинга, пассажир получит компенсацию, но потерянное время и нервы ему никто уже не вернет, добавил он. "Пассажир при покупке билета заключает договор, по которому авиакомпания должна предоставить ему место в самолете на определенном рейсе. И время вылета является существенным условием договора. Деловые люди летят на мероприятие, опоздания на которые весьма трагичны. Те же, кто отправляется в отпуск, тоже не хотят терять время отдыха", - считает он.
Кстати, в союз уже обращались пассажиры, которые не успели зарегистрироваться на рейс за рубежом и попали в программу овербукинга. Компенсацию они получали не сразу. А некоторым пришлось даже судиться с авиакомпаниями, отметил Кирилл Янков. И что делать с пассажирами, которые летят транзитом, пока не понятно.
А вот глава аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что появление в законе такого понятия, как овербукинг, нужно для того, чтобы авиакомпании получили возможность предлагать компенсацию пассажиру. А стандартная ситуация по нехватке мест на борту должна решаться в аэропорту, отметил эксперт.
Он отметил, что одной из проблем двойной перепродажи билетов является отсутствие у авиакомпаний открытой статистики о количестве отказов посадить на борт пассажира из-за дефицита мест. Когда такие цифры появятся, то каждый перевозчик сможет более точно рассчитывать, сколько лишних билетов продавать, считает он.
Пассажиры, купившие билет в бизнес-класс, имеют больше шансов улететь при овербукинге. Компании выгодно продавать дорогие билеты. И бонусом высокой цены (например, годового тарифа или билета с открытой датой) является возможность улететь на удобном рейсе. Но когда приходят на рейс несколько таких пассажиров, перевозчик всегда урегулирует вопрос с нехваткой места для такого пассажира. У каждой авиакомпании есть свои внутренние правила на этот счет.
"Я попал в такую ситуацию несколько лет назад, когда летел на Красноярский форум. Приехал за несколько минут до регистрации, а мне сказали, что мест нет. Учитывая, что у меня золотая карта авиакомпании, меня могли пристроить в бизнес-классе. Но тут подошли несколько человек с такими же билетами. Перевозчик выдал справку, что у меня есть право получить полторы тысячи рублей (тогда это было 50 долларов), предложили бесплатное питание. Должны были бы предложить гостиницу, но там мест не оказалось", - рассказал свою историю Пантелеев.
Получается, что лучше на рейс регистрироваться из дома. Однако когда продано много билетов, то программа дистанционной регистрации нередко дает сбой. Лучше приехать в аэропорт пораньше и занять очередь на регистрацию первым, советуют эксперты. Официальный отзыв на предложение легализации овербукинга эксперты ждут в ближайшее время.
Между тем
На железной дороге практики продавать два билета на одно место нет, подтвердили "РГ" в РЖД. Там давно введена продажа билетов с закреплением конкретного пассажира (с указанием паспортных данных) на определенное место. И посадка в поезд идет по паспорту или по свидетельству о рождении.