Подготовка кадров для туризма – больная и вечная тема для профессионалов отрасли. Очередное ее обсуждение, приуроченное к шестидесятилетию Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС), состоялось в РИА «Новости».
Глава Ростуризма Александр Радьков напомнил о главной проблеме туристского образования – оторванности от рынка. «У выпускников высших и средних учебных заведений по специальности «туризм» есть проблемы с трудоустройством, потому что они не востребованы бизнесом. Программы слишком академичны, мало практики. Образование должно соответствовать запросам и потребностям рынка, так как оно важная часть его развития. Нужно в стоимость инвестиционных проектов в сфере туризма закладывать стоимость обучения персонала. Мало построить коробки гостиниц – важно и то, кто в них будет работать», – подчеркнул он. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин полагает, что задачи развития инфраструктуры к крупнейшим спортивным событиям, которые пройдут в России в ближайшие годы, должны быть синхронизированы с не менее важными и емкими программами подготовки кадров. «На каждого гостя отеля приходится 3-4 человека обслуживающего персонала. Если в Сочи вводится 19 тыс. новых номеров, вы можете себе представить, насколько глобально стоит задача подготовки кадров. И те же задачи потом будут решаться в других регионах», – считает он.
По словам вице-президента РСТ, образование – движущая сила развития отрасли. Причем, на рынке востребована часть молодежи, заточенная под конкретные специальности. Те формы образования, которые применяет РГУТиС, позволяют интегрировать студентов в среду туриндустрии. Ректор РГУТиС Александр Федулин отметил, что в 2011 году в мире 20% молодежи начинало работу именно в туриндустрии. Однако в России количество выпускников турвузов, по его мнению, избыточно. «По данным Росстата, в туроператорском и турагентском бизнесе занято 40 тыс. человек. В гостиницах – еще около 440 тыс. При этом 181 туристический вуз выпускает в год 13 тыс. специалистов, из которых 70% – с высшим образованием. Плюс существуют 116 средних специальных учебных заведений в сфере туризма. В Москве и Петербурге их выпускники еще могут найти работу, в регионах такого большого рынка нет. Мы говорим о широкомасштабных мероприятиях, которые предстоят, но забываем, что там не нужно такое число специалистов с высшим образованием, несмотря на большое число вводимых объектов. Основное внимание нужно сконцентрировать на дополнительном образовании.
Огромное число людей в регионах нуждаются в работе и не испорчены новой системой школьного образования, то есть имеют кругозор для этой работы», – считает он. По мнению г-на Федулина, среди специальностей, предлагаемых турвузами, стоит выбирать профессии, связанные с гостиничным бизнесом. «Менеджеру по продажам турагентства, я считаю, не нужно высшее образование. Для этой работы нужен компьютер, знание географии и зачатков психологии. Гостиничные специальности более перспективны для самореализации. Я советую нашим абитуриентам выбирать их», – рассказал он, отметив, что сегодня наибольшей популярностью среди факультетов РГУТиС пользуются экономический, факультет гостиничного дела, художественно-прикладной (готовит дизайнеров интерьеров для гостиниц и ресторанов), сервиса (новая специальность факультета – специалисты для ТСЖ).
По словам ректора РГУТиС, 60-70% его выпускников остаются работать в туризме. Генеральный директор управляющей компании «Аккорд менеджмент групп» Екатерина Гаранина считает, что в России «нужна долгосрочная работа по воспитанию сервисной ментальности для работы в гостиничном бизнесе». По ее мнению, профессии официанта, бармена, портье были престижны в советское время, но потом их престиж был утерян. «Ребят используют, как кратковременную рабочую силу. Стратегия работодателя должна быть направлена на повышение уважения к тем, кто выбрал профессию навсегда, а не пришел работать на короткий промежуток времени. Люди, отработавшие в ресторане или гостинице, становятся востребованными даже в банковской сфере. Это огромная закалка, психологическая, завязанная на ежедневных взаимоотношениях с людьми. Гость может задать вопросы, касающиеся знания страны, своего города», – сказала г-жа Гаранина.
Она отметила, что кадры для туризма нужно начинать готовить еще в школе, где «должна быть настроена система отбора ребят, которые обладают сервисной ментальностью». По словам Екатерины Гараниной, ее компания готовит к открытию один из объектов Сочи. «Все объекты Сочи должны одномоментно открыться и показать лицо нашей страны. Давно идет работа по подготовке ребят в регионах страны. Мы задействовали вузы в Саратове, Тамбове, Ярославле. Настраиваем студентов на стандарты работы в компании, на стандарты работы конкретных отелей. Начали работать, когда они были на третьем курсе. Мы уже их знаем, они обладают теми технологиями, которые мы будем применять на объектах. Такой настрой каждой компании на то, чтобы готовить конкретных ребят к работе на объектах, даст свои результаты. И сервис у нас будет на высоком уровне», – подчеркнула глава «Аккорд менеджмент». По ее словам, большая проблема – отсутствие профессиональной литературы, посвященной гостиничному бизнесу. А также недостаток преподавателей в этой сфере.
Александр Федулин отметил, что его вуз вкладывает средства в подготовку преподавателей. «Приглашали французский институт консьержей для обучения этой профессии. В результате преподаватели, которых мы подготовили, уехали. Один в Красной Поляне, другие – во Владивосток на саммит. Мы готовим специалистов по сертификации отелей, пляжей, они тоже начинают открывать свои бизнесы. Это надо упорядочить», – подчеркнул он. Участники конференции согласились с тем, что в России нужен ресурсный центр, который мог бы оценивать количество специалистов различного профиля, необходимых тому или иному региону, и соответственно решать вопросы подготовки кадров.