Совет Федерации предлагает создать национальную систему бронирования авиабилетов. 21 мая этот вопрос будет обсуждаться на комиссии СФ по развитию информационного общества, при участии представителей Минкомсвязи, Минтранса, Федеральной антимонопольной службы, «Аэрофлота» и «Трансаэро».
Об этом «Известиям» сообщил секретарь комиссии Александр Шепилов. Сейчас в России билеты на самолеты заказывают с помощью иностранных компьютерных систем. Представители СФ видят в этом риски — в связи с возможностью санкций против России.
— Национальная система должна быть разработана в России и базироваться на серверах на территории РФ. Сейчас мы активно изучаем этот вопрос и будем его обсуждать, — говорит Шепилов. — У нас нет готового решения, нужно ли создавать новую или использовать к качестве основы уже существующую.
По словам исполнительного директора сервиса продажи авиабилетов OneTwoTrip Виктора Сизова, на российском рынке используют четыре основные международные глобальные дистрибутивные системы бронирования авиаперелетов (GDS): Amadeus, Sabre, Galileo, Gabriel SITA; а также российскую систему «Сирена». Самой крупной дистрибутивной системой является Amadeus, на 2-м месте — Galileo. При этом в Galileo представлено больше лаукост-перевозчиков, чем в любой другой GDS. Sabre стала стремительно развиваться, после того как «Аэрофлот» перенес в нее свои ресурсы мест из Gabriel. Последнюю в России сейчас используют S7 Airlines и «Трансаэро». «Сирену» же используют многие более мелкие авиакомпании из России и СНГ.
— Таким образом, ни одна из систем не предоставляет места всех авиакомпаний, и агентам приходится пользоваться услугами сразу нескольких систем. Их операторы конкурируют в предоставлении сервисов поиска оптимальных и дешевых маршрутов, а также разнятся по своим техническим характеристикам, — рассказал Сизов.
По словам советника председателя СФ Руслана Гаттарова, системы бронирования авибилетов содержат большое количество персональных данных о гражданах России, которые могут быть использованы западными спецслужбами и коммерческими структурами.
— Еще один важный риск — если любой отечественный перевозчик попадет под американские санкции, мы можем получить большие проблемы, — рассуждает Гаттаров. Он напомнил, что платежные системы Visa и MasterCard ограничили сотрудничество с несколькими российскими банками.
Президент ЗАО «Транспортная клиринговая палата» (разработчик системы «Сирена») Сергей Ильичев уверен, что было бы неправильно заставлять всех авиаперевозчиков пользоваться какой-то одной системой.
— Если представить, что это сделают, то потребуется переходный период в несколько лет, — отмечает Ильичев. — В том же «Аэрофлоте» вся внутренняя работа привязана к системам, которые взаимодействуют с Sabre. Это система управления доходами, управления отправками и т.д.
— В случае санкций «Сирена» могла бы справиться с продажами на внутреннем рынке, в том числе для ведущих российских компаний. Позиции «Сирены» на международных рынках пока слабые, а в Южной Америке и Австралии — нулевые, — отмечает главный редактор отраслевого портала «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — А вновь создаваемая система не сможет быстро начать конкурировать с мировыми лидерами. Национальную систему бронирования можно создавать в партнерстве с кем-то из мировых игроков.
По его словам, для защиты персональных данных путешествующих россиян можно сделать надстройку над системой бронирования, которая будет эти данные шифровать. При этом на иностранных серверах не будут видны имена пассажиров