Российские авиакомпании ждут иностранных пилотов. Сможет ли отрасль преодолеть кадровую проблему

Российские авиакомпании набирают иностранных пилотов: с 17 августа перевозчики могут направлять соответствующие заявки в Росавиацию. Такую возможность власти дали отрасли из-за дефицита кадров. К примеру, «Аэрофлот» ранее заявлял, что российские опытные командиры воздушных судов уезжают работать в Азию: в том же Китае они получают в два раза больше, чем на родине.

Поможет ли наем иностранцев решить кадровый голод? И кто приедет управлять российскими самолетами?

Сейчас перевозчики могут нанимать 200 зарубежных пилотов в год — такую квоту на всех им выделило правительство. Но за восемь месяцев 2018 года по этой программе удалось трудоустроить только 13 человек. Перевозчики не верят в эффективность этой меры, рассказал «Коммерсантъ FM» гендиректор авиакомпаний Red Wings Евгений Ключарев: «У нас есть дефицит кадров. При этом мы пока не подаем заявки, потому что не очень верим в такую инициативу.

Предложения со стороны иностранцев на те зарплаты, которые авиакомпании готовы платить, практически нет.

Средняя заработная плата пилота в России не является привлекательной для летчиков-иностранцев. Соответственно, нанять такого специалиста стоит намного-намного дороже. То есть авиакомпании надо идти в какие-то очень существенные расходы, и при этом свои собственные пилоты тоже обидятся».

При этом на фоне дефицита пилотов рынок авиаперевозок в России растет: каждый месяц пассажиропоток увеличивается в среднем на 10%. Между тем, российским авиакомпаниям нужно 900 новых летчиков ежегодно, а вузы выпускают только 750 специалистов.

Если ситуация не изменится, то в следующем году авиаотрасль столкнется с настоящим кризисом, отметил вице-президент профсоюза летного состава России Олег Приходько. По словам эксперта, речь идет не только о нехватке специалистов, но и о качестве их подготовки.

«Сейчас многие компании испытывают нехватку самолетов. Есть работа, есть самолеты, но их не могут обеспечить летными экипажами. В теории самая острая проблема возникнет в следующем году. Сейчас, в принципе, штатное расписание закрывается, но впритык, с большими переработками со стороны пилотов, с очень интенсивными режимами рабочего времени. Но с весны 2019-го на самолетах, которые собирается ввести, например, авиакомпания "Россия", летать уже будет некому. У нас в стране вообще порядка 16 тыс. пилотов. И к следующему году 1 тыс. пилотов, по нашим расчетам, нужно где-то брать, — отметил Олег Приходько. — Что касается ухода российских летчиков на зарубежный рынок, то на первом месте стоит не зарплата, а режим работы и отношение компании. Вот я сам пилот, летаю и 40 дней не был дома. Те же китайские компании предлагают режим работы 15/15, 20/10. При этом иностранные компании нанимают только опытных пилотов.

И тем специалистам, которых хотят приглашать на наш рынок, гораздо легче будет уйти в тот же Китай, где потребность в пилотах намного выше.

То есть в Россию придут только те, кого не взяли на работу ни в КНР, ни в Индонезии, ни в Индию. Понятно, что причина отказа — скорее всего в квалификации».

Ранее «Аэрофлот» предложил Министерству транспорта изменить систему подготовки пилотов, в частности, перевозчик просит разрешить обучать летчиков на базе самих авиакомпаний.

Анна Пестерева

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Март 26, 2019 - 09:19

Ростуризм поддержал предложение Минтранса отменить НДС при внутренних авиаперевозках. Если это случится, бюджет недополучит доходы от налогов, зато в выигрыше наверняка останутся туристы, авиакомпании и туроператоры. Насколько могут подешеветь авиабилеты и какова ожидаемая "налоговая экономия" при приобретении тура — в материале РИА Новости.

 

Март 26, 2019 - 08:55

Анна Подгорная, генеральный директор туроператора PEGAS Touristik - основного заказчика чартерных рейсов авиакомпании Nordwind, рассказала «Вестнику АТОР», каким образом приказ Росавиации о временном ограничении сертификата эксплуатанта перевозчика повлияет на туристические перевозки.

 

Март 26, 2019 - 08:26

Ограничение на сертификат эксплуатанта авиакомпании «Nordwind» наложила в понедельник Росавиация. Согласно информации ведомства, сделано это по итогам внеплановой проверки и в интересах безопасности полетов. В туроператоре «Пегас Туристик», с которым аффилирована данная авиакомпания, уверяют, что изменения не коснутся туристов и не увеличат стоимость туров.

 

Март 25, 2019 - 10:09

Существуют различные стратегии бронирования авиабилетов, но некоторые — даже те, что часто используются, — полностью устарели, сообщает Travel and Leisure.