Проблем с демпингом на внутрироссийском туристическом рынке, о котором с подачи газеты «Коммерсант» заговорили СМИ, пока не наблюдается. «Сверхъестественно» низкие цены на уровне 6-8 тысяч рублей, которые приводила в пример газета, скорее всего являлись лишь разовой маркетинговой акцией ряда туроператоров, а вовсе не глобальной тенденцией рынка. Средняя цена отдыха на черноморском побережье по-прежнему находится в районе 20 тыс. рублей на 1 человека. Однако в потенциале риск развития демпинговых войн действительно есть, так как всплеск спроса на внутреннем рынке оказался значительно меньше ожидаемого из-за укрепившегося рубля. К тому же туроператоры «набрали» достаточно много перевозки и «наземки», что лишь увеличивает риск появления демпинга при недостаточном уровне продаж.
Напомним, что о появлении на внутреннем рынке туров, по цене заведомо ниже себестоимости, «Коммерсант» сообщил ещё в пятницу. По данным издания, поездку в Крым в июне на неделю с учетом перелета, проживания и питания туроператоры предлагают по цене в 6 тысяч рублей, а на курорты Краснодарского края - за 10 тыс. руб. Как пишет «Ъ», это банально дешевле стоимости авиабилетов: например, перелет в Крым и обратно для туроператоров сейчас обходится минимум в 8.5 тыс. руб. Среди причин такого снижения цен газета назвала увеличение конкурентной борьбы в связи с выходом на внутренний туристический рынок крупных туроператоров и их желание «застолбить» свое место на рынке, а также в целом «невысокий» спрос на июньские турпакеты, которые стабильно продаются дешевле августовских.
Эксперты турбизнеса, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», пока ситуацию с демпингом не подтвердили. «Скорее всего, данные дешевые цены – это промоцены какой-нибудь разовой акции некоторых туроператоров, по которым продавались буквально несколько путёвок. По моим данным в среднем по рынку недельный тур в Крым остается в пределах примерно 20-ти тысяч рублей», - отметил Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». Впрочем, по оценке других экспертов рынка данные акции у «крупных туроператоров зарубежного происхождения» действительно встречались достаточно часто. «Это началось не сейчас - крупные туроператоры, решившие выйти на внутренний российский рынок, почти сразу стали предлагать размещение по ценам «ниже стойки». Однако мы надеемся, что это действительно рекламные акции, проводимые для выхода на рынок, а количество продаваемых туров по таким ценам небольшое. Ведь экономическая ситуация в отрасли подталкивает игроков к работе с плюсовой прибылью и наименьшими рисками», - оценил Алексей Высоканов, гендиректор туроператора «Мультитур».
И всё же, по мнению экспертов, потенциальная угроза развития демпинговых воин на внутрироссийском туристическом рынке действительно есть. Причина в том, что ожидания относительно взрывного роста спроса на внутренние направления оказались чересчур завышенными. «В связи с тем, что доллар дешевеет, многие туристы возвращаются к отдыху за границей. Из-за этого внутренний туризм растёт существенно медленнее, чем многие планировали, причём это происходит по всем направлениям – от Черноморского побережья и Абхазии до Подмосковья», - рассказал Алексей Высоканов. «Всплеск спроса, на который рассчитывали многие туроператоры, выходя на внутренний рынок, не оправдался. Никаких 50% прироста не будет, в лучшем случае – прирост достигнет цифр прошлого года, то есть 30%. А в случае пессимистичного сценария – хорошо, если рынок хотя бы удержится на абсолютных цифрах прошлого года, т.е. сработает с нулевым ростом», - обрисовал ситуацию Сергей Ромашкин.
А при учете того, что туроператоры уже успели взять большие объемы перевозки и наземки по российским курортам – риск появления настоящего демпинга действительно сохраняется. «В таких условиях нельзя гарантировать, что кто-то из «новичков» не возьмется решать проблему привычным для заграничных направлений методом – за счет демпинговых цен», - резюмировал Сергей Ромашкин.