Министерство транспорта на год перенесло ратификацию Монреальской конвенции 1999 года, значительно расширяющей права клиентов авиакомпаний. А это значит, что в 2012 году российские пассажиры останутся в дискриминационном положении относительно граждан других стран - независимо от того, услугами отечественных или западных перевозчиков они будут пользоваться. В последнем варианте плана подготовки законопроектов Минтранса на 2011 год срок представления в правительство документа перенесен с октября 2011 года на ноябрь 2012 года, а срок внесения в Госдуму сдвинут с декабря этого года на декабрь следующего. - Это очень сложный вопрос, требующий внесения изменения в ряд законов. Поэтому потребовалось дополнительное время, - объясняет представитель Минтранса. Законопроект требует большого количества согласований с различными ведомствами, подтверждает эксперт Международной организации гражданской авиации (ICAO) Виталий Бордунов. Кроме того, по его словам, на данную ситуацию повлияли и выборы в Государственную Думу, потому что депутаты уже с осени были "в нерабочем состоянии". Однако могут быть и другие причины переноса сроков ратификации этого международного документа. - Ратификация Монреальской конвенции может косвенным образом привести к тому, что России придется разблокировать коммерческие свободы воздуха, что приведет к усилению конкуренции со стороны иностранных перевозчиков и подорвет экономическую базу российского рынка авиаперевозок, - говорит высокопоставленный эксперт в области воздушного права. По словам собеседника "Известий", это также может привести к потере "Аэрофлотом" получаемых им роялти от западных перевозчиков. Монреальская конвенция существенно увеличивает лимиты ответственности авиакомпаний перед пассажирами при выполнении международных рейсов и снимает ограничения на компенсации за потерю багажа или ущерб здоровью клиентов. Сейчас россияне и иностранцы имеют разные права на компенсацию, даже если летят за границу на одном самолете. Россия пока остается одной из немногих стран, продолжающих руководствоваться положениями Варшавской конвенции, принятой в 1929 году. На заре развития гражданской авиации этот документ сыграл важную роль - позволил устранить хаос при выполнении международных полетов, определил общий режим ответственности авиаперевозчиков в случае происшествий при перевозках пассажиров, багажа и грузов и установил предел ответственности авиаперевозчика в $20 тыс. Но с 2004 года представители уже свыше 100 государств руководствуются Монреальской конвенцией. Она предусматривает значительное повышение ответственности авиакомпаний (верхней планки вообще не существует), а также упрощает механизм получения компенсаций. Документ устанавливает ответственность перевозчика на уровне примерно $140 тыс. за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Эта сумма должна выплачиваться без каких либо оговорок. В дальнейшем, в случае доказательства вины авиакомпании компенсационные выплаты могут вырасти до миллиона долларов и выше. Новая конвенция также совершенно по-другому подходит к рассмотрению вопросов о компенсациях при утрате багажа, многократно увеличивая их размер. Документ также вводит компенсации в случае отмены или задержки рейса, что Варшавской конвенцией не предусмотрено. Ратификация Монреальской конвенции также даст право россиянам, пользующимся услугами западных авиаперевозчиков, защищать свои интересы по месту своего жительства. Сейчас же на иностранную авиакомпанию необходимо подавать в суд только по месту регистрации этой компании, что значительно увеличивает судебные издержки. В "Аэрофлоте" от комментариев по поводу конвенции воздержались. Однако, подчеркнули, что в целом, компания всегда выступала за то, чтобы российское законодательство было гармонично с тем, что есть в Европе. - Те законы, что есть в Европе - они гораздо более лояльны по отношению к пассажирам. Но они и по отношению к авиакомпаниям тоже гораздо комплементарней, чем то, что есть у нас, - говорит представитель "Аэрофлота". - Например, идет в Европе ледяной дождь, и авиакомпания сразу может отменить все свои рейсы. И ей ничего за это не будет. А мы по закону не имеем право их отменять. Впрочем, по словам Бордунова, который принимал непосредственное участие в обсуждении данной темы, российские авиакомпании сильно сопротивлялись ратификации документа. Особенно те, кто специализируется, в основном, на нерегулярных перевозках, а также небольшие перевозчики. "У них это вызывало страшный протест. Они считают, что это заставит их увеличить свои расходы. Ничего подобного. Это совсем незначительно повлияет. Гораздо существеннее влияют цены на авиакеросин. Авиакомпаниям надо будет работать по международным правилам, а не хочется", - отметил эксперт.