Довести общий объем турпотоков между Россией и Китаем до 5 миллионов человек к 2015 году - такова одна из основных целей торжественно завершившегося в пятницу в Шанхае Года российского туризма в КНР и только предстоящего Года китайского туризма в РФ, пишет газета China Daily.
За 10 месяцев 2012 года за границей побывали более 70 миллионов китайских граждан, при этом турпоток в Россию составил примерно 870 тысяч человек (рост на 43% по сравнению с тем же периодом 2011 года). За тот же период Китай, как свидетельствует российская статистика, принял порядка 725 тысяч гостей из России. Последняя цифра в разы расходится с данными погранслужбы Поднебесной, в соответствии с которыми только в 2011 году было зафиксировано 2,5 миллиона туристических прибытий из РФ, а в этом году эта цифра хоть и стала ниже, но незначительно.
На незначительность таких цифр с учетом общего числа граждан двух стран обратил внимание и министр туризма РФ Владимир Мединский. "Существуют данные о неуклонном ежегодном росте турпотоков из Китая в Россию и из России в Китай. Но с другой стороны, если взглянуть на конкретные цифры, то нет, пожалуй, ничего более несоответствующего потенциалу и возможностям двух наших стран", - заявил он на прошедшем в Шанхае Втором Российско-китайском туристическом форуме, организатором которого выступило некоммерческое партнерство "Мир без границ".
Среди популярных у китайцев туристических дестинаций Россия занимает место лишь в конце второго десятка, в неизменных же лидерах ходят США. Опрошенные China Daily туркомпании отмечают, что основной поток отправляющихся в Россию туристов - это люди в возрасте, те, кто перешагнул 50-летний порог. Собранные корреспондентами РИА.Туризм мнения подтверждают: именно они, взрослевшие в годы дружественного альянса СССР и Китая, и составляют 70-80% тургрупп, едущих на одну шестую часть суши, и движет ими ностальгия.
Что же до наиболее мобильного молодого поколения, то оно о России практически ничего не знает, и вина в том отнюдь не в системе преподавания или личном нелюбопытстве, а в том, что до последнего времени отечественные компании и туристические ведомства практически не занимались продвижением туристических возможностей России в Китае. Так, Цзян Йий (Jiang Yiyi) из Китайской академии туризма признает, что представители туристических офисов таких стран, как Сингапур, Малайзия и Южная Корея, прежде уделяли китайскому рынку в разы больше внимания, нежели Россия. Прорыв, пожалуй, произошел с открытием Года российского туриста в Китае.
Мединский на форуме выразил надежду, что в ближайшие годы число туристов в обе стороны достигнет достойных показателей, и призвал туристические ведомства России и Китая сделать все для того, чтобы турпотоки только увеличивались. За день до этого в Шанхае открылась крупнейшая в Азии выставка China International Travel Mart (CITM), на которой Россия была представлена внушительным - наравне с США - стендом, стараниями "Мира без границ" объединившим экспозиции 24 регионов РФ, многие из которых предлагают свои турпродукты на этом рынке впервые. Об итогах его работы можно будет говорить через несколько месяцев, пока же заметим, что от посетителей не было отбоя, а буклеты расходились на ура.
Отдавая должное проделанной работе, эксперты замечают, что дело не только в рекламе, но и в сложности получения российских виз и процедуры пересечения границы. И если ведомых ностальгией такие препоны не пугают, то молодые люди зачастую выбирают более легкие пути для путешествия, в те же Соединенные Штаты.
"Поколение молодых китайцев придает большое значение стоимости и эффективности услуг. И здесь России нечем похвастаться: процедура пересечения границы занимает не менее двух-трех часов, а порой доходит и до восьми", - сетует Цзян Йий, добавляя, что в Китае соответствующие таможенные процедуры отнимают в шесть раз меньше времени.
Что же до цен, то опрошенные РИА.Туризм представители китайских компаний сошлись на цифре в 13 с небольшим тысяч юаней (более 65 тысяч рублей) с человека за девятидневный тур с посещением Москвы и Петербурга. Газета приводит цифру в 30 тысяч юаней (свыше 150 тысяч рублей), которую потратил житель Шанхая Ши Бин на то, чтобы вместе с женой и ребенком провести семь дней в России.