Москва предложила Каиру арендовать терминалы в египетских аэропортах или построить временные, где работали бы российские специалисты Россия и Египет ведут переговоры о предоставлении либо отдельных терминалов в аэропортах страны, либо нескольких выходов на посадку специально для российских туристов и самолетов. Достижение таких договоренностей может привести к снятию запрета на полеты в Египет. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к российским авиационным властям.
В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) эту информацию опровергать не стали.
— По поручению правительства Российской Федерации инспекторы Ространснадзора участвовали в оценке уровня обеспечения безопасности в аэропортах Египта. По результатам проверок Министерство транспорта РФ подготовило властям Египта рекомендации. В настоящее время идет процесс реализации египетской стороной наших предложений по повышению безопасности аэропортов, в которые совершают рейсы воздушные суда российских авиакомпаний, — прокомментировал «Известиям» ситуацию заместитель руководителя ведомства Владимир Черток.
Вопрос о предоставлении отдельных терминалов поднимался и в ходе визита египетской парламентской делегации во главе со спикером Али Абдель Алем в Москву, который проходил с 12 по 15 июля. Во время визита Али Абдель Аль провел переговоры с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным. Об этом «Известиям» рассказал член комитета Госдумы по международным делам Анвар Махмутов, принимавший участие в переговорах.
— Необходимо обеспечить безопасность пассажиров в воздухе. В Египте этого пока, к сожалению, сделать не удается, что показывают три последних инцидента: теракт на борту российского самолета, угон лайнера в Ларнаку, а также катастрофа (в Средиземном море). В этой связи египтянам были предложены решения, которые обеспечивали бы безопасность именно российских пассажиров. Одно из них: Россия возьмет в аренду один из терминалов того или иного аэропорта и обеспечит безопасность по своим меркам. Есть также идея построить временный терминал, в котором профильные службы Египта проводили бы таможенный досмотр и паспортный контроль, а проверка грузов, пассажиров и самолетов осуществлялась бы российскими специалистами, — рассказал Анвар Махмутов.
По информации «Известий», египетская сторона выслушала эти предложения со сдержанным оптимизмом. Это объясняется тем, что у Каира еще сохраняется надежда на скорейшее возобновление авиасообщения с Россией.
Авиаперелеты в Египет были приостановлены в ноябре 2015 года. Это решение последовало после теракта, произошедшего 31 октября на борту самолета Airbus A321, следовавшего из Шарм эль-Шейха в Санкт-Петербург. В этом году российские специалисты провели ряд проверок в воздушных гаванях Египта, и на этом фоне официальные лица довольно оптимистично высказывались относительно возобновления полетов.
Однако 29 марта был угнан самолет Airbus A320, выполнявший рейс по маршруту Александрия–Каир. Он приземлился в кипрском аэропорту Ларнака. Захватчик вскоре был задержан. Им оказался гражданин Египта Сейф ад-Дин Мустафа, который объяснил свои действия личными мотивами. Кроме того, он выдвигал требование освободить из тюрем своей страны женщин.
Третий инцидент произошел в ночь на 19 мая. Самолет, следовавший из Парижа в Каир, упал в Средиземное море. По информации следствия, за несколько минут до исчезновения воздушного судна с радаров сработали датчики задымления в туалете, в кабине пилотов и в расположенном под ней отсеке с электронным оборудованием. В качестве одной из версий крушения рассматривается теракт.
Между тем, как рассказал «Известиям» старший преподаватель Высшей школы экономики Леонид Исаев, вопрос об отправке российских специалистов в аэропорты Египта для обеспечения безопасности пассажиров действительно обсуждается властями двух стран.
— Такие переговоры идут. В начале июня я посещал Египет и представители министерства гражданской авиации страны сообщили мне об обсуждении этого вопроса. Египтяне с этим согласны. Они готовы предоставить отдельный выход на посадку для самолетов, которые летают в Россию и из нее. Тем самым они снимут с себя значительную долю ответственности, переложив ее на наших специалистов. Вместе с тем именно наша страна в первую очередь заинтересована в обеспечении безопасности наших граждан. То есть разногласий в этой части нет, — рассказал Леонид Исаев.
По словам собеседника «Известий», вопрос заключается в том, кто будет платить за повышенные меры безопасности. Египтяне не готовы это делать. Таким образом, вся тяжесть затрат должна будет лечь на плечи авиакомпаний.
Готовы ли они брать на себя такие расходы, остается неизвестным. «Аэрофлот» и «Россия» не стали комментировать ситуацию. Авиакомпания «ЮТэйр» на соответствующий запрос «Известий» не ответила.