Но пока к приему яхт страна практически не готова. Предстоит гигантская работа, большую часть которой должно взять на себя государство. Совет Федерации в среду одобрил внесение изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, открывающий российские водные пути для плавания судов под флагами иностранных государств. Теперь после того как изменения в закон будут утверждены президентом РФ Дмитрием Медведевым и вступят в законную силу, по российским рекам и озерам разрешено будет ходить судам под флагами иностранных государств. Правда, только тем, на которых общее число людей не превышает 18, в том числе пассажиров – не более 12. Это – "эпохальный" момент в развитии яхтенного туризма в России, которого его поклонники ждали несколько лет. По данным только Всероссийской федерации парусного спорта, к ним поступает около 5 тыс. запросов из-за рубежа на проход по внутренним водным путям. До сих пор действующее законодательство разрешало хождение судов по российским водным путям только под государственным флагом РФ. В исключительных случаях, разрешение могло было быть дано отдельному судну под иностранным флагом. Но процедура получения такого разрешения была сложной и длительной, заявку надо было подавать минимум за 3 месяца. Решение по каждому судну принималось на уровне правительства после согласования с ФСБ, МВД и МИД. Как правило, им пользовались только участники международных регат, маршрут которых предполагал заход в Санкт-Петербург. И даже они неоднократно сталкивались с проблемами. Теперь ситуация должна измениться. Предполагается, что на получение разрешения потребуется неделя. По оценкам экспертов, развитие яхтенного туризма принесет в казну миллионы евро. Но вот, когда это будет и будет ли, пока сказать трудно. В любом случае, до того, как иностранные яхты начнут бороздить наши внутренние воды, пройдет еще очень и очень немало времени. Может быть, годы. В новой редакции Кодекса сказано, что "перечень портов и внутренних водных путей, открываемых для захода и плавания судов под флагами иностранных государств, устанавливается правительством РФ". Скорее всего, разрабатывать подзаконные акты будет Минтранс. Он определит, какие порты и водные пути готовы принимать яхты и катера. Пока их, по экспертным оценкам, можно пересчитать по пальцам. Так, к приему яхт готовы Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тольятти. Но реально добраться сейчас иностранное судно сможет только до Санкт-Петербурга. И на первых порах именно северная столица выиграет от принятия нового Кодекса. До остальных городов добраться сейчас невозможно: нет необходимой инфраструктуры – сервисных центров и "заправок". Российские яхтсмены вспоминают, как пять лет назад группу, совершавшую путешествие между Москвой и Санкт-Петербургом, сопровождал следующий по дороге бензовоз. О состоянии "яхтенной" инфраструктуры говорит такой факт: при том, что на Волге число яхт исчисляется тысячами, совершить путешествие по Волге владельцы яхт не могут, потому что если причалы в крупных городах по пути следования есть (яхты могут пришвартовываться к тем же пристаням, что и круизные суда), то "заправок" и сервисных центров – нет. Поэтому Волга осваивается участками. С появлением "заправки" в яхт-клубе в Рыбинске можно совершить переход от Твери до Плеса. А когда завершится строительство яхт-клуба в Плесе, в распоряжении яхтсменов будут 400 км акватории без шлюзов между Рыбинскими и Городецкими шлюзами. Ряд экспертов считают, что если иностранных туристов заинтересуют путешествия по российским водным просторам, найдутся инвесторы, которые построят необходимую инфраструктуру. Есть, правда, и другое мнение. Огромная проблема – отсутствие точных карт, навигационного обеспечения, давно не чищеный фарватер. А эти мероприятия могут быть осуществлены только на бюджетные деньги. Для того, чтобы яхтенный туризм развивался, необходимы целевые программы – федеральная и региональные, которые предполагают государственно-частное партнерство. Препятствует развитию яхтенного туризма и законодательная база, регламентирующая судоходство по внутренним водам. Развитие инфраструктуры, в первую очередь заправочных станций, причалов и дебаркадеров, поддержание фарватера в должном состоянии, разработка стандартов для яхт-клубов и яхтенного турпродукта, внесение изменений в правила прохождения шлюзовых сооружений, создание центров обучения, строительство яхт в России, обеспечение безопасности – вот лишь краткий перечень необходимых для развития яхтинга мер, требующих законодательной поддержки. В общем, предстоит гигантская работа, значительную часть которой должно взять на себя государство.