Весь прошедший год эксперты отрасли активно участвовали в конкурсе на наиболее негативную оценку российского выездного турпотока.
Уровни падения предсказывались самые разные – от 25 до 50%. Итог заочного «соревнования» на днях официально подвел Росстат: количество выездов из России за год сократилось на 31,3 % – до 12,107 млн человек.
Это самое шокирующее падение за последние 18 лет. Подсластить «пилюлю» способны данные о росте внутреннего туризма, цифры уже назывались – до 30% прироста внутрироссийских путешественников. Правда, кто и по какой методике вел эти подсчеты, пока неясно.
Что касается 2016-го, то все эксперты, вне зависимости от специализации, – и операторы, и «транспортники», в оценках перспектив этого года сходятся в одном: при нынешнем курсе рубля, сокращении реальных зарплат и падении экономики остановить отток от международных направлений не удастся. Вопрос лишь в скорости снижения.
Без «Трансаэро», Египта и Турции
Удивительно, но на этом негативном фоне статистика по авиаперевозкам не столь драматична: их объем упал лишь на 1,2% – до 92 млн пассажиров. Да и в международном секторе дела не так уж плохи, как в целом по рынку, – сокращение составило 15,8%. При этом внутренняя перевозка выросла на 13,6% – до 52,5 млн кресел.
Отрасль удержалась благодаря ценам на билеты: весь 2015 год авиакомпании поддерживали спрос различными спецпредложениями: «Аэрофлот», к примеру, сокращал тарифы на 10%, а некоторые перевозчики – и до 20%. Ценник в рублях не рос, а в валюте – заметно снизился.
Дополнительным драйвером спроса стали появившиеся к концу года сразу у нескольких авиакомпаний «безбагажные» тарифы, приблизив их к главному в прошедшем году «двигателю» авиарынка – лоукостеру «Победа».
Достаточно незаметно «регулярка» переварила и уход с рынка компании «Трансаэро»: ее 13 млн билетов и маршрутная сеть оперативно перераспределилась по остальным перевозчиком соответственно их рыночной доле.
Сложнее ситуация оказалась с чартерами: с уходом «Трансаэро» столь низкую цену на перевозку, особенно дальнемагистральную, никто из оставшихся игроков поддержать не смог.
На этом фоне столь популярные еще недавно Доминикана и Таиланд потеряли львиную долю своих клиентов – 82,5 и 46 % соответственно.
Большинство экспертов предполагают, что в 2016-м ждать очередных подарков от авиакомпаний не стоит: слишком сильное давление одной из главных составляющих себестоимости перевозки – лизинговых платежей, выраженных в валюте, – не позволит их и дальше сдерживать тарифы.
Даже на внутренних перевозках цена билета Москва–Сочи, державшаяся весь прошлый год в районе 5–6 тыс. рублей, прогнозируется к лету на уровне 10–12 тысяч.
Приблизительно такая же корректировка ждет и остальные популярные направления.
Авиакомпании стремительно сокращают издержки, в первую очередь на дистрибуцию. Все российские перевозчики отказались выплачивать агентскую комиссию на внутренних маршрутах, кроме того, затраты на эквайринг также переложили на плечи агентств. И это при том, что агентства – онлайн и оффлайн – по-прежнему продают до 70% всех авиабилетов. Все эти сборы также станут дополнительной прибавкой к цене билета.
Поразительно, что в выигрыше – говоря о международных перевозках – останутся прежде всего турецкие авиаторы. Так, Turkish Airlines сохранила комиссионные вознаграждения для агентств на уровне 9–12 %, а на билеты премиум-класса – до 17 %! При этом цена перелета до Стамбула и Анталии остается очень привлекательной, и неудивительно, что турецкий трафик даже сейчас, в низкий сезон, составляет 52 рейса в неделю, а к лету заявлено серьезное расширение полетных программ. Учитывая, что Стамбул превратился в огромный международный авиахаб и 80% следующих прилетающих туда – транзитные пассажиры, можно предположить, что желающие сэкономить на перелетах воспользуются этой опцией и предпочтут турецких перевозчиков отечественным.
Египетская переменная
На днях своей оценкой перспектив выездного туризма поделился генеральный директор НТК «Интурист» Виктор Тополкараев:
– Выездной поток по итогам текущего года не превысит 5,5–6 миллионов человек. И это только в том случае, если будет открыт Египет. Если нет – не больше 4,5–5 миллионов…
С ним согласен и генеральный директор «Випсервиса» Дмитрий Горин: «В случае открытия Египет сможет принимать по 200–300 тысяч туристов в месяц». Разговоры о возвращении египетского направления на рынок ведутся уже с конца января. Прямо или косвенно, об этом свидетельствуют и частые контакты представителей сторон, и неоднократно звучавшие оптимистичные заявления
Дмитрий Горин, "Випсервис":
В случае открытия Египет сможет принимать по 200–300 тысяч туристов в месяц
российских и египетских спикеров разного ранга. Недавно стало известно о том, что Egypt Air запросил у аэропорта «Домодедово» слоты на выполнение регулярных рейсов – верный признак того, что «наверху» о чем-то договорились. О чем – только о «регулярке» или о полноценном открытии направления – гадают сейчас все основные операторы.
Египетская переменная – главная составляющая неопределенности планов операторов на сезон. По словам президента «Натали Турс» Владимира Воробьева, компания находится «в боевой готовности», и даже если будет открыто только регулярное сообщение, при отмене запрета на продаже турпакетов, немедленно предложит рынку пакетный отдых на Красном море, пусть и со стыковочными рейсами. Он также считает, что полноценное открытие Египта может серьезно скорректировать внутрироссийские операторские программы:
– Стоимость пакета в районе 30 тысяч рублей и качество размещения с учетом all inclusive может перевесить и длительный перелет, и неизбежную летнюю жару, и даже сомнения в безопасности отдыха. Подавляющее большинство российских курортов не смогут конкурировать по соотношению «цена–качество» с египетскими и вынуждены будут поделиться с ними туристами…
На западном «фронте»…
Цена – вот что будет определять в этом году основные турпотоки на всех направлениях. Если говорить о лидерах выезда, то они уже наметились по итогам раннего бронирования и спроса на билеты летнего сезона. Говоря о пляжных, прежде всего европейских курортах – это почти безальтернативно Болгария, Греция, Кипр и Испания. Официальные представители каждой из этих стран уже заявили о готовности принять дополнительные турпотоки, образующиеся вследствие дележа турецкого «пирога», и уже предприняли ряд стимулирующих мер – от облегчения и ускорения процесса получения виз до расширения полетных программ, прямой и косвенной поддержи операторов.
На этих направлениях строятся и полетные программы основных российских выездных компаний. Однако ждать в этом году каких-либо спецпредложений не приходится. Более того, здесь планы операторов могут быть скорректированы и по независящим от состояния российских клиентов причинам. На тех же направлениях и по тем же причинам активизировались и традиционные европейские рынки, прежде всего британские, германские и скандинавские компании.
По мнению Владимира Воробьева, «российские компании ждет жесткая конкуренция за свободные места и в Испании, и в Греции, и на Кипре. К примеру, на Майорке, которая, правда, никогда и не была «русской», многие отели уже выставили «стоп-листы» – все места «расписаны» под немецких и британских клиентов.
И даже на Коста-Дораде, где россияне прежде составляли до 60 % всего объема, активность европейских, прежде всего английских, операторов в этом году очень заметна. Только компания Jet to Holidays поставила туда 17 бортов, наращивают свое присутствие британские TUI и Tompson. Да и на Коста-Дораде придется конкурировать не только с западными европейцами, но и с операторами из Восточной Европы, куда они массово прибывают на автобусах».
Такая же ситуация и в Греции, и особенно на Кипре, где с мая на «стопах» может оказаться большая часть отелей. Безусловно, российские «старожилы» этих рынков еще смогут выдержать это давление, но рассчитывать на приход дополнительных игроков не стоит – места для них просто не останется.
Россия: от двухэтажных самолетов до двухэтажных вагонов
На фоне спада выездных направлений все чаще слышатся оптимистичные прогнозы в отношении внутреннего туризма – вплоть до 50% роста. Однако объективных причин для подобного оптимизма пока немного. Рост внутреннего турпотока чаще всего связан с бюджетным сегментом, а именно он и «просел» больше всего за последние полтора года. Эксперты прогнозируют, что значительная часть туристов, отказавшаяся от некогда доступных выездных бюджетных направлений, не сможет позволить себе отдых и на российских курортах и попросту останется дома, на дачах.
Кроме того, уже прошлым летом сочинские отели, к примеру, были загружены почти на 80%, и дополнительных мест размещения уже не ожидается. Борьба между операторами разворачивается даже за мини-гостиницы и частные пансионы. При этом каждую неделю приходят сообщения о наращивании внутренних провозных мощностей. Так, операторы, владеющие своими авиакомпаниями – Coral Travel, Pegas Turistic, Anex – уже переориентировали часть своих воздушных судов на региональную перевозку до черноморских курортов Краснодарского края и Крыма.
Ожидается, что уже в ближайшее время встанут под крыло авиакомпании «Россия» двухэтажные Boing-747, которые могут быть зафрахтованы под чартерную перевозку в черноморские аэропорты. Для того же «Библио Глобуса» это стало бы серьезным конкурентным преимуществом за счет значительного снижения себестоимости кресел.
Всерьез активизировались и РЖД: одним из первых примеров возросшего интереса монополии к сотрудничеству с турбизнесом стала возможность для операторов бронировать блоки мест в поездах напрямую, без посредничества УФС и без наценок.
На днях прошла встреча президента ОАО «РЖД» Олега Белозерова с представителями туриндустрии, на которой были озвучены планы компании по формированию и продвижению совместно с операторами – «Розой Ветров», «Анкором», «Библио Глобусом», «Випсервисом» – чартерных составов и вагонов на южном направлении. Ожидается, что объемы железнодорожных перевозок вырастут этим летом на 15%. За счет использования двухэтажных вагонов эконом-класса стоимость перевозки до Сочи может начинаться от 6 тыс. рублей за купейный билет.