Согласно официальной статистике Эстонии, страну в 2018 году посетило 247,3 тыс. российских туристов, что на 4% больше, чем годом ранее. На столько же выросло и число ночевок россиян в этой стране. Несмотря на скромный показатель, это лучший результат в традиционной тройке лидеров въездного рынка Эстонии.
Финляндия, неизменно возглавляющая список иностранных туристов, просела на 9%. Латвия, занимающая третье место, прибавила всего 1%.
Общее количество зарубежных гостей снизилось, хотя и незначительно (0,7%) – до 2 млн. 140,5 тыс. человек.
Судя по всему, общее падение произошло за счет финских туристов. Небольшое снижение показала также Швеция (-3%), а все остальные рынки продолжили рост, причем некоторые – вполне впечатляющий. Например, количество туристов из Германии в Эстонии прибавилось на 14%, и эта страна практически наступает на пятки ближайшим соседям из Латвии. На 21% стало больше туристов из США, на 16% – из Голландии, на 10% – из Испании и Японии.
Самым популярным местом отдыха иностранных туристов остается Таллин, исторический центр которого внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2018 году здесь побывал примерно 71% зарубежного потока и 56% – российского. Статистика Таллина также зафиксировала спад финского рынка, что напрямую повлияло и на общий показатель. Три крупнейших туристических рынка Таллина – это Финляндия, Россия и Германия. Из Финляндии прибыло 40% от всех ночевавших туристов (578 250 человек, –11%), из России – 10% (140 200, +1%) и из Германии – 7% (101 600, +17%).
Рекордным для российского рынка считается 2013 год, когда из нашей страны в Эстонию приехало 305 тыс. туристов. Как рассказала RATA-news глава московского представительства Центра развития туризма Эстонии Илона Кбеян, российский поток в Эстонию растет с 2016 года, причем по итогам 2017 года рост составил почти 20%. По словам г-жи Кбеян, если в «рекордные» годы россияне чаще путешествовали в составе организованных групп, то сейчас предпочитают приезжать семьями и компаниями. Групповые туры популярны, прежде всего, на праздники – в Новый год или в майские каникулы.
Сейчас прирост слегка затормозился, что, по словам туроператоров, объясняется как насыщением спроса, так и экономическим состоянием России. «Рост в 2017 году по отношению к 2016 был более ощутимым, 2018 год оказался послабее. Сейчас продажи идут ровно, но точно не хуже прошлого года. Вот и на 8 марта мы активно отправляли группы», – пояснил RATA-news руководитель направления Прибалтика компании «Интурист» Алексей Красавин.
По его словам, у Эстонии есть свой турист: люди едут и в экскурсионные, и в оздоровительные туры, так как в стране много возможностей для велнес- и спа-отдыха. «Эстония – страна небольшая, но очень разнообразная и по ассортименту, и по географии. Я бы отметил также высокий уровень сервис и хорошие условия для профессионального взаимодействия. У эстонцев очень правильное отношение к деловым партнерам. Мы это знаем по опыту, потому что со многими отелями, курортами, музеями, ресторанами работаем напрямую. И нам очень помогает туристический офис Эстонии», – рассказал эксперт.
«Локомотивом» российского потока в Эстонию в силу своей географической близости выступает Северо-Запад, однако в последнее время, как заметил г-н Красавин, подтягиваются и более отдаленные регионы – бронирования, конечно, не массовые, но они есть. В любом случае, чтобы успешно продавать Эстонию, как и Прибалтику в целом, ее надо знать и любить: креатив и творческий подход здесь очень важны.
Светлана Ставцева, RATA-news
Фото: Sen-semilia.livejournal.com