Визит на парижское авиашоу российского премьер-министра Владимира Путина, обширная площадь экспозиции, демонстрация нового лайнера Сухой Superjet 100 - все показывает, что Россия настроена серьезно составить конкуренцию Boeing Co и Airbus. С экспозицией размером в 1700 квадратных метров Россия являлась одним из десяти крупнейших участников проходящего сейчас в Париже авиашоу, подчеркивая свое желание выделиться. Государственная корпорация, владеющая Сухим, уверена, что сможет стать третьим игроком на рынке гражданской авиации к 2025 году, рассчитывая на среднемагистральный самолет МС-21. "Мы здесь, чтобы убедить наших клиентов, наших возможных клиентов в том, что мы способны достичь любых целей, что поставили перед собой", - заявил председатель правления корпорации Михаил Погосян. Его коллега Алексей Федоров, президент предприятия "Иркут", сообщил: "Любые новые самолеты от Airbus или Boeing не планируются к выходу ранее 2020 года, и нам кажется, что МС-21 сможет нам помочь отвоевать часть рынка и конкурировать". Сухой также объявил о запуске бизнес-версии SuperJet 100. Москва толкает российские компании на большее финансирование разработки и производства в попытке модернизировать и диверсифицировать экономику. Государственная корпорация "Российские технологии" заявила, что воспользуется парижским авиашоу, чтобы улучшить имеющиеся контракты с иностранными партнерами, стремясь воплотить свое желание перейти от сборки к собственной разработке платформ. "Мы двигаемся в этом направлении. В ближайшие два-три года нашим приоритетом в сотрудничестве с иностранными партнерами станет улучшение нашей собственной технологии", - заявил генеральный директор Дмитрий Шугаев. Будущие заказы Однако сможет ли Россия перевести свои амбиции в конкретные контракты, учитывая конкуренцию бразильского Embraer, канадского Bombardier и нового участника рынка - Китая, это другой вопрос. У китайской корпорации COMAC большие амбиции - во вторник был подписан договор с авиакомпанией Ryanair, традиционным клиентом Boeing, о консультациях при разработке новых самолетов. "Учитывая размер и масштаб Китая, игнорировать их опасно", - заявил в мае финансовый директор Ryanair, сообщив, что находится в состоянии переговоров с COMAC и Объединенной авиастроительной корпорацией о будущих поставках. COMAC высказывалась менее амбициозно в вопросе конкуренции с мировыми гигантами. "Сначала мы должны научиться у Boeing и Airbus, потому что они лидеры, а мы очень маленькие", - считает главный дизайнер и заместитель главного менеджера Ву Гангуи. Помимо конкурентов у российского авиасектора есть другое серьезное препятствие - плохие показатели безопасности, подтвердившиеся катастрофой Ту-134 во вторник, в ходе которой погибло 44 человека. В SuperJet считают, что российские производители самолетов должны использовать факты и статистику производительности нового самолета, чтобы убедить европейских и американских клиентов в целесообразности покупки российских самолетов. "Учитывая временные затраты в индустрии, Россия сумела объединить правильные ингредиенты, чтобы чувствовать себя комфортно на территории Airbus-Boeing", - считает Саж Ахмад из компании FBE Aerospace. "Но осталось узнать, убедят ли они в этом авиакомпании".