Такие данные представило Агентство по продвижению рыбной продукции, исследовавшее интерес россиян к гастрономическому туризму.
Согласно опросу, 69% россиян заинтересованы в путешествиях, где можно попробовать местную рыбную кухню. При этом 64% выразили желание лично посетить рыбные хозяйства или перерабатывающие предприятия — увидеть, как добывается и готовится рыба. Такой интерес напрямую связан с ростом доверия к качеству и происхождению продукта, а также с желанием получить новый потребительский опыт — аутентичный, эмоционально насыщенный, культурно значимый.
«Рыбная отрасль России — это не только важнейшая составляющая продовольственной безопасности страны, но и часть национальной культуры. Сегодня мы видим, как россияне все чаще выбирают путешествия, связанные с рыбной гастрономией, стремясь не только попробовать уникальные блюда, но и познакомиться с историей их происхождения. Это свидетельствует о росте доверия к отечественной рыбной продукции и осознанном отношении потребителей к ее качеству. Росрыболовство поддерживает развитие гастрономического туризма в том числе как одного из инструментов популяризации профессий рыбаков и рыбоводов, а также укрепления региональной идентичности. Мы уверены, что рыбная кухня, объединяющая традиции разных народов России, станет еще одним символом единства и многообразия нашей страны», — заявил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
«Интерес к внутреннему туризму в России стабильно растет, демонстрируя ежегодный прирост в 8–10%. Гастрономический туризм пока не так сильно развит, поскольку россияне приоритетно выбирают направления с развитой инфраструктурой, доступом к морю в летний период и возможностью познакомиться с культурным наследием», — отмечает вице-президент АТОР Сергей Ромашкин. — Гастрономический туризм — явление для нас относительно новое, но мы всегда стараемся включать знакомство с местной кухней в экскурсионные программы как неотъемлемую часть знакомства с культурой региона».
На фоне устойчивого роста внутреннего туризма по данным экспертов АТОР, в 2024 году было совершено около 95 млн поездок по стране, а в 2025 году ожидается до 100 млн. Среди лидеров такие направления, как Краснодарский край, Москва и Санкт-Петербург, Крым и Республика Татарстан. В частности, Чукотский автономный округ за последний год продемонстрировал прирост на 20%.
«Для Чукотки рыба, особенно наш уникальный тихоокеанский лосось, и сама рыбная ловля — важная часть традиционного уклада жизни коренных народов, часть нашего культурного кода. Рецепты северной кухни, включающие строганину, юколу, блюда из лососевых, сиговых, корюшковых и других пород рыб, передаются из поколения в поколение, сохраняя связь времен. Суровая северная природа наложила отпечаток на местную кулинарию. Сейчас традиционные рецепты вдохновляют новое поколение поваров, которые предлагают блюда на основе местных продуктов. Сегодня гастрономический туризм дает возможность не только познакомить россиян с уникальными вкусами Севера, но и показать, что мы бережно сохраняем природные богатства и традиционные промыслы. Чукотка готова принимать гостей, чтобы делиться своей историей, в том числе — и через рыбную кухню, укрепляя тем самым общероссийскую идентичность и уважение к многовековым традициям народов России», — отметил губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов.
Российские регионы предлагают все больше возможностей для знакомства с рыбной кухней, реализуя собственные проекты, направленные на повышение потребления рыбы и привлечение гастрономических туристов. В Карелии можно попробовать наваристый суп из хариуса и копченого сига. Камчатка славится строганиной, ухой, крабами и чавычей. В Астраханской области стоит отведать знаменитую воблу и жареного судака, а также посетить рыболовные базы на Волге. Мурманская область предлагает блюда северной кухни из трески, пикши и палтуса. Приморье и Сахалин привлекают разнообразием морепродуктов и кулинарными традициями.
«Мы запустили проект “Доступная рыба” для того, чтобы обеспечить, в первую очередь, жителей области качественной рыбной продукцией по привлекательной цене. Привлекли к участию в ней рыбопромышленников, предпринимателей, продавцов, власти муниципальных образований. Уже удалось снизить отпускную стоимость в два–три раза относительно рыночной, что, безусловно, укрепляет связи между производителями и потребителями. Разумеется, это еще и привлекательный аспект для туризма: они также могут ближе познакомиться с сахалинскими традициями, оценить разнообразие наших морских ресурсов и получить представление о современной рыбной отрасли Дальнего Востока», — Валерий Лимаренко, губернатор Сахалинской области.
Рыбная кухня — часть культурного кода
Фестивали, ярмарки и туры, посвященные рыбе, объединяют гастрономию, историю и локальную идентичность. Так, например, в Переславле-Залесском проходит фестиваль «Царский посол», посвященный ряпушке. В Удмуртии в июне состоится гастрономический фестиваль «Быг-Быг», где важную роль играют блюда из рыбы в традициях финно-угорских народов. Кроме того, в Москве в начале лета ежегодно проходит масштабная “Рыбная неделя” с фестивалями, ярмарками и мастер-классами, а в Приморском крае весной — гастрономический фестиваль минтая «О!Мега Вкус».
«Камчатка — уникальное место, где природа и культура тесно переплетаются. Наша рыба — это не просто продукт, это часть нашей жизни, нашего наследия. Фестиваль "День первой рыбы", приуроченный ко Дню России, показывает не только наши природные богатства, но и нашу способность сохранять традиции, адаптируя их к современности. Важно, чтобы каждый, кто приезжает на Камчатку, мог увидеть и почувствовать эту связь», — губернатор Камчатского края, Владимир Солодов.
«Приморский край традиционно является одной из ведущих рыбных территорий России, и в последние годы мы наблюдаем значительный рост интереса к гастрономическому туризму. Это не случайно, ведь наша природа и богатства морей позволяют создавать уникальные предложения. Наши рыбаки и предприниматели делают все возможное, чтобы предложить высококачественные продукты, которые можно попробовать в местных ресторанах или в рамках туров. Уникальные маршруты с дегустацией локальных блюд становятся все более популярными», — Олег Кожемяко, губернатор Приморского края.
«Развитие туристической отрасли — один из важнейших приоритетов для нашего региона. Введенный в прошлом году запрет на вылов воблы не мешает туристам приезжать в Астраханскую область. В последние годы растет интерес к гастрономическому туризму. Значительное влияние оказала многонациональность нашего региона и разнообразная национальная кухня. Помимо привычных рыбных блюд, можно попробовать мед из верблюжьей колючки, лунный арбуз с ярко-желтой мякотью, изумрудную икру — гастрономическое ноу-хау, которое приводит гостей региона в восторг. Производят этот «изумруд» на астраханской ферме, получая икру африканского сома, которого здесь же и выращивают», — Игорь Бабушкин, губернатор Астраханской области.
Гастрономический туризм, основанный на рыбной кухне — это не просто способ предложить еду, а возможность рассказать историю, сформировать лояльность к региону и создать его узнаваемый образ. Эксперты уверены, что у этого направления есть все шансы стать трендом, а рыба — является его естественным и перспективным двигателем. Россия, с ее огромными запасами пресноводной и морской рыбы, способна предложить путешественникам не просто вкусы, а яркие впечатления, новые смыслы и заслуженное доверие.
Автономная некоммерческая организация «Агентство по продвижению рыбной продукции» (АНО «АПРП») создана в соответствии с «дорожной картой» по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции, утвержденной Правительством РФ. Совместно с органами власти, производителями, отраслевыми объединениями, учеными, мы развиваем инициативы, которые знакомят население с многообразием российской рыбы и рыбной продукции, делают путь потребителя понятным и простым, формируют осознанный подход к выбору рыбы как постоянной составляющей рациона.
Объем выборки: 2 000 человек. Выборка построена с учетом актуальных данных Росстата о численности населения Российской Федерации. Выборка репрезентирует население России старше 18 лет по федеральным округам, полу, возрасту и типу населенного пункта.
Фото Яндекс Карты