Мошенничество туроператоров и турагентств стало главной причиной обращений туристов летом 2012 года в правовую службу Ассоциации туроператоров России (АТОР). Всего же за летний период АТОР получила около 200 обращений от туристов. Так, более 50 заявлений поступило по поводу ситуации с компанией "Объединенные курорты", которые были переданы в правоохранительные органы. Звонки, как сообщила на пресс-конференции в РИА Новости руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова, продолжают поступать до сих пор. Много обращений поступило и по поводу московского турагентства "Джулия трэвел", исчезнувшего с деньгами клиентов в конце июля. На втором месте по числу обращений (14%) - жалобы, связанные с удержанием с клиентов сумм из-за отказов от туров. На третьем - претензии к отелям и банкротства туроператоров (по 12%). В частности, клиенты до сих пор обращаются в АТОР и по поводу "Ланта-тура", и в связи с положением ITC - компаний, которых уже перестали существовать. Около 10% обращения потребителей связаны с неисполнением туркомпаниями своих обязательств. Примерно 6% клиентов позвонили, чтобы проконсультироваться по поводу надежности туроператора. Здесь, по словам Ефремовой, к сожалению, сохраняется тенденция, когда сначала турист платит всю стоимость тура, а потом решает проверить, насколько надежен туроператор. Самые глупые жалобы туристов >> Текущим летом поступали звонки от клиентов по поводу поправок в закон о туристической деятельности, чтобы узнать, как им дальше себя вести и куда обращаться. По визам и страховкам в службу обратилось не более 3%. Продолжают также поступать жалобы от клиентов по вопросам таймшера, который, по словам Ефремовой, до сих пор "процветает". С точки зрения географии, 24% обращений поступили от клиентов из Москвы, 5% - из Санкт-Петербурга, 4% - из Нижнего Новгорода и Краснодара, а также практически из всех российских городов, где присутствуют турфирмы. По статистике АТОР, Россия в текущем году лидирует как турнаправление по числу поступивших обращений. Среди зарубежных стран на первом месте Турция как самое популярное место отдыха россиян. На втором - Египет, на третьем - Болгария. Четвертое место поделили между собой Греция и Италия. Последняя в этом году, по словам Ефремовой, заняла высокое место по числу обращений потребителей сначала из-за крушения лайнера Costa Concordia, а потом из-за землетрясения и "приземления" авиакомпании Wind Jet. Главная тенденция на рынке, по мнению Ефремовой, такова: если ранее туристы затруднялись ответить, кто у них туроператор (в прошлом году 16,5% затруднились ответить на этот вопрос), сейчас все больше туристов понимают взаимоотношения турагентств с туроператорами. "И это положительная тенденция, которая не может не радовать", - резюмировала она.