Израиль в минувшем году немного сдал свои позиции на российском рынке. По статистике израильского турофиса, страну посетили полмиллиона россиян, что на 10% меньше по сравнению с 2010 годом. Начало нынешнего года подтвердило показатели спада: минус 14% туристов только за январь. Однако зафиксирован и положительный показатель – на 11% увеличилось количество наших граждан, прибывающих в Израиль на неделю и более. Израильтяне предполагают, что на сокращение числа въездов из России повлияли разные факторы: уменьшение количества однодневных туристов из Египта, страх перед возможным развитием событий по аналогии с «арабской весной» и прочие. Возможно, ситуацию частично исправит очередной этап рекламной кампании отдыха в Израиле, запланированный с марта по апрель в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Предполагается, что страна для привлечения туристов проведет три рекламных «вливания» в российский рынок по €1,5 млн. каждое.
Российские операторы называют свои причины падения турпотока в Израиль. Например, генеральный директор компании «Социум-тур» Олег Драгунский считает, что сейчас, с экономической точки зрения, не самое лучшее время для туризма, к тому же после бурного роста интереса к Израилю некоторый спад неизбежен.
«В прошлом году к нам поступали звонки от «египетской» публики, которая ожидала найти в Тель-Авиве дешевые отели all inclusive. Понятно, что здесь такого размещения нет в принципе. Да и страна недешевая, поэтому Израиль разочаровал тех, кто поехал туда в надежде найти замену Египту. В этом году таких клиентов поубавилось», – сообщил г-н Драгунский. По его словам, среди потенциальных «отказников» немало тех, кто никогда не бывал в Израиле и потому считает, что страна также попадает в опасную зону конфликтов на Ближнем Востоке. «Вместе с тем весенний спрос остается на уровне прошлогоднего, по раннему бронированию берут уже июнь», – заметил собеседник.
Директор по маркетингу компании «Солвекс-Трэвэл» Наталия Ротмистрова привела три причины падения интереса к направлению. «Во-первых, в январе 2011 года был значительный избыток перевозки. Во-вторых, перед выборами спрос всегда притормаживает. В-третьих, влияет напряженная ситуация на Ближнем Востоке», – разъяснила она. Г-жа Ротмистрова не отмечает сильного спада, однако подтверждает, что спрос действительно ниже прошлогоднего. «Тогда он подскочил за счет демпинга, – напомнила Наталия Ротмистрова. – Цена вопроса в те дни вообще не обсуждалась, надо было закрывать пустые места».
«Сейчас перевозка более сбалансированная, Израиль начал восстанавливаться. По сравнению с прошлым годом, в январе-феврале продажи шли активнее, – добавила эксперт. – К тому же в этом сезоне увеличилось количество более длительных посещений страны, а также экскурсионных и тематических туров».
По словам руководителя отдела VIP и MICE компании «Мегаполюс турс» Елены Сивковой, снижение спроса на Израиль составило примерно 15%. Повлияли негативные события в самой стране. Например, августовский теракт в Эйлате на границе с Египтом. Как показывает опыт, в первые полторы-две недели после происшествия заказы не поступают, но потом процесс восстанавливается. «Сейчас глубина продаж хорошая, туристы уже бронируют май, – заметила г-жа Сивкова. – Если никаких неприятных сюрпризов в Израиле не случится, сезон будет хорошим».
А вот в компании «ПАКС» несогласны со статистикой турофиса Израиля. Менеджер направления Татьяна Цабель рассказала о существенном повышении продаж и по результатам 2011 года, и в январе нынешнего. По ее оценке, цифры в полтора-два раза выше, чем в 2010 году. «Продажи очень хорошие, есть ранние бронирования на пасхальные даты, но они заполняются не так активно, как ближайшие вылеты», – уточнила она. По ее словам, такая положительная динамика, возможно, связана с тем, что в этом сезоне компания расширила свою полетную программу, удвоив объем жестких блоков под гарантированные места в отелях.