Неприятным разбирательством закончился десятидневный круиз по рекам Майн и Дунай, организованный немецкой компанией TransOcean Flussreisen. Скандал разразился в середине июля. На борту четырехпалубного теплохода MS Belvedere пассажиры из Германии, Австрии и России должны были пройти по маршруту Франкфурт – Вена. Всего порядка 170 туристов, 26 из которых — наши соотечественники. Путевки в этот круиз россияне приобрели у туроператора «Роял круиз», официального представителя TransOcean Flussreisen в России.
Путешествие начиналось вполне штатно, 7 июля судно вышло из порта Франкфурта. Проблемы возникли на третий день пути: 9 и 10 июля в Германии совпали с забастовкой работников речного хозяйства. Причиной гнева профсоюзов стала перспектива сокращения штатов в рамках планируемой реформы управления водного транспорта. На время стачки были закрыты шлюзы на реках Майн, Рейн, Рур и каналах в земле Северный Рейн-Вестфалия, а также часть шлюзов на реках Бремена, Баварии и Нижней Саксонии. Ни грузовые суда, ни экскурсионные теплоходы двигаться не могли и вынуждены были ждать окончания акции.
Забастовка застала Belvedere около городка Вюрцбюрг. Представители круизного оператора постарались максимально компенсировать образовавшуюся паузу: для туристов были организованы бесплатные трансферы в Бамберг, Нюрнберг и Пассау. Причем перевозкой могли воспользоваться и те, кто не заказывал экскурсионное обслуживание в этих городах. Россиянам был предоставлен отдельный «русскоговорящий» автобус. В один из дней вынужденного простоя пассажиров вывезли в Бенедиктинское аббатство на концерт органной музыки. На борту Belvedere отдыхающих развлекали незапланированными фуршетами в духе баварских вечеринок.
Сняться с якоря теплоход смог только 11 июля. В последующие дни капитан Belvedere вынужден был наверстывать упущенное время. Естественно, пройти маршрут по Германии со всеми запланированными остановками не удалось. В нормальный ритм судно вернулось только на австрийской воде.
К сожалению, не у всех российских пассажиров Belvedere эта, по сути, форс-мажорная ситуация вызвала понимание. «По возвращении на родину к нам обратилась семья москвичей с требованием возместить половину от стоимости круиза, поскольку они недополучили оплаченные услуги. Путешествовали втроем – мама, бабушка и ребенок», – рассказала генеральный директор компании «Роял круиз» Наталья Дорофеева. Надо заметить, что средняя стоимость путевки в круиз составляла порядка 2,5-3 тыс. евро на человека.
В сложившихся условиях, когда причиной задержки судна стали исключительно внешние факторы, действия россиян очень напоминают потребительский экстремизм. При этом г-жа Дорофеева пояснила, что во время стоянки теплохода вышеуказанная семья была замечена на экскурсиях, предложенных TransOcean Flussreisen, а также активно пользовалась и другим «внеплановым» сервисом на борту.
Примечательно, что туристы из Германии и Австрии, тоже вынужденные дожидаться отправления теплохода, все это время не только не возмущались, а даже выражали сочувствие бастующим профсоюзам.
По просьбе RATA-news ситуацию комментирует член Правовой комиссии Российского союза туриндустрии, генеральный директор юридической компании «Визит» Анна Гладун:
– В соответствии с законом «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом РФ туристы имеют право требовать компенсации стоимости тех услуг, которые были недополучены в ходе поездки. Причем, в данном случае речь идет о непосредственной стоимости экскурсионной программы в вынужденные дни простоя.
Однако, как нам известно, туроператор предложил туристам иные услуги в качестве компенсации неполученных, что полностью соответствует нормам законодательства. Кроме того, судя по всему, предоставленными на замену услугами туристы воспользовались в полном объеме, тем самым выразив свое согласие с этим видом компенсации, хотя действующее законодательство предусматривает добровольный отказ заказчика от предлагаемой ему замены. Жалоб со стороны туристов на предоставленные на замену экскурсии в течение поездки не поступало. Следовательно замена экскурсионной программы принята туристами в полном объеме.
Учитывая, что туроператор действовал в сложившейся ситуации максимально в интересах туристов, суд может признать забастовку работников речного хозяйства фактом наступления обстоятельств непреодолимой силы (ст. 401 ГК РФ) и отказать в удовлетворении требований истцов. Это означает, что каждая сторона несет риски наступления данных событий самостоятельно.