Компания «РоссТур» планирует завершить туроператорскую деятельность, но продолжить заниматься агентской. Об этом «Вестнику АТОР» сообщил гендиректор компании Александр Недополз. Чем это обернется для туристов – в материале «Вестника АТОР».
По словам руководителя «РоссТура», компания планирует объявить о прекращении туроператорской деятельности в пятницу, 5 октября, или понедельник, 8 октября. Сейчас компания занимается разбором юридических формальностей.
Официальное заявление, по словам генерального директора компании, необходимо «РоссТуру» для того, чтобы активировать механизм фингарантий (компания застраховала туроператорскую деятельность и присутствует в реестре Ростуризма, однако работала в основном в качестве центра бронирования).
Такое заявление, однако, вызывает у экспертов недоумение. Как известно, в соответствии с законом, страховая компания предоставляет фингарантию оператору, формирующему собственный продукт. Сам Александр Недополз сообщил «Вестнику АТОР» 3 октября следующее: «По ряду операторов формировали турпродукт, но не могу сказать, в каком объеме». Однако весь массив данных, имеющийся на сегодняшний момент, говорит о том, что «РоссТур» реализовывал туры, сформированные другими туроператорами.
Это подтверждают и сами туристы, выкладывающие в соцсети сканы договоров, и агенты. Так, когда стало известно о ситуации в компании, агентства в соцсетях недвусмысленно отмечали, что туроператором у них указан непосредственный поставщик услуг, а не «РоссТур».
У источников «Вестника АТОР» на туристическом и страховом рынке есть серьезные сомнения в том, что доля собственного турпродукта у «РоссТура», если он имелся, составляла хоть сколько-нибудь значительную часть объемов. И это очень важно. Почему – расскажем ниже.
По словам г-на Недополза, завершив операторскую деятельность, «РоссТур» планирует сохранить агентскую. У компании есть собственные офисы. Авиакассы также смогут продолжить работу. Ранее «РоссТур» уже информировал партнеров о том, что авиакассы вынесены в отдельное юридическое лицо – ООО «РТ-Центр».
«Для обеспечения бесперебойной продажи авиабилетов и гарантии оплаты в авиакомпании просим Вас оплачивать билеты напрямую в ООО «РТ-Центр» на актуальные реквизиты по счетам из заявки. Для авиабилетов оплата через эквайринг (банковским картами), через «Мой банк» и прочими способами временно приостановлена. Коллеги, билеты мы Вам выписываем, убедительная просьба, оплачивать проданные билеты ежедневно, прикреплять платёжки с указанием номеров заявок. В случае отсутствия платёжек выписанные билеты могут быть аннулированы», – говорится в сообщении.
Всего, по словам Александра Недополза, через «РоссТур» оформлено более 10 тыс. бронирований туров с вылетами в октябре. Около 40–50% из них (точных цифр пока нет) оплачены частично или полностью. Более 80% туров должны состояться до 20 октября. На период с пятницы (5 октября) по понедельник (8 октября) «РоссТуром» не оплачено туроператорам туров на 15 млн рублей.
По словам Александра Недополза, на данный момент еще продолжаются переговоры с туроператором ANEX Tour. Наибольший объем забронированных туров у «РоссТура» именно по этому оператору. Остальные туроператоры могут возобновить работу с «РоссТуром» только при условии оплаты по всем забронированным турам. В ANEX Tour «Вестнику АТОР» сообщили, что на данный момент условия работы с «РоссТуром» не менялись.
Туроператоры начали аннуляции неоплаченных туров центра бронирования «РоссТур». Так, «Интурист» будет аннулировать все заявки «РоссТура», стопроцентная оплата которых не поступила за 7 дней до вылета по безвизовым направлениям и за 14 дней – по визовым. «Ряд таких неоплаченных туров уже аннулирован», – сообщил 4 октября «Вестнику АТОР» глава компании Виктор Тополкараев.
Зная о существующем положении дел, в «РоссТуре» рекомендуют агентам оплачивать туры повторно напрямую операторам до 8 октября, иначе бронирования будут аннулированы. По словам г-на Недополза, предполагается, что деньги агенты смогут вернуть в страховой компании.
Однако как раз в этом вопросе у источников «Вестника АТОР» есть серьезные сомнения. Во-первых, даже если какие-то компенсации теоретически и состоятся, то агенты не получат ничего. Компенсации могут получать только и исключительно туристы.
Во-вторых, как уже отмечалось выше, подавляющее большинство договоров «РоссТура» с туристами было заключено не этой туроператорской компанией. В случае прекращения туроператорской деятельности компании на компенсации смогут рассчитывать только те туристы, которые действительно изначально приобретали турпродукт самого «РоссТура», в существовании которого у экспертов есть сомнения. Турпродукт, который сформирован другим туроператором, под фингарантии в данном случае подпадать не может априори.
Срочное же «перезаключение» договоров от имени самого «РоссТура», а таковое намерение – «взять все на себя» – компания даже уже озвучила СМИ, не поможет переложить ответственность на страховщиков, говорят эксперты. У них есть и работают механизмы, чтобы защититься от необоснованных претензий, тем более, что страховые компании общаются с туроператорами – партнерами «РоссТура» и «видят» всех туристов. И тем более в состоянии отличить реально формируемый турпродукт от фактической перепродажи агентом, хотя бы и значащимся в реестре как туроператор.
В любом случае, в такой ситуации страховщик будет крайне придирчиво и внимательно изучать все документы. В случае же выявления «переписанных» договоров у «РоссТура» могут возникнуть и совсем другие правовые коллизии: не исключено, что к рассмотрению ситуации может подключиться и Следственный комитет.
Фото: Вестник АТОР