По данным системы бронирования Biletix, с начала года доля продаж авиабилетов на внутренние рейсы увеличилась с 56% до 59%, на международные, напротив, сократилась с 44% до 40%.
Тенденция замещения иностранных направлений сохранится и на предстоящие майские праздники. Ключевыми городами для путешествий россиян стали Симферополь, Сочи, Калининград, Минводы и Новосибирск. На выезде спросом пользуются Тель-Авив, Ереван, Стамбул, Барселона и Киев. При этом средний чек на авиабилеты по внутренним направлениям вырос на 13% – с 9,3 тыс. до 10, 5 тыс. рублей. На международных удорожание составило 16% – с 15,4 тыс. до 18 тыс. рублей.
«Показательно, что рост среднего чека на авиабилеты по внутренним и международным перевозкам практически сравнялся. Для прошлого года было характерно значительное опережение роста цен в международном сегменте по сравнению с внутренним», – отмечает генеральный директор Biletix Александр Сизинцев. Он также подчеркнул, что продажи авиабилетов на первую декаду мая выросли, даже несмотря на негативные тенденции в экономике. Ключевой причиной г-н Сизинцев считает продолжающийся переход потребителей из турпакетного сегмента к самостоятельным бронированиям.
Мы попросили принимающие компании трех основных, по версии Biletix, внутренних направлений также прокомментировать ситуацию со спросом на майские праздники. В Крыму туроператоры оценили продажи на этот период как неплохие. Ранее сообщалось, что с конца апреля из регионов России на полуостров стартует 10 новых авиарейсов. Всего Крым на майские праздники рассчитывает принять около 125 тыс. туристов.
Президент группы компаний «Кандагар» Борис Зелинский условно турпоток разделил на несколько составляющих: туристы, которые в мае едут по экскурсионным маршрутам, бизнес-путешественники и участники торжеств по случаю Дня Победы. Последняя группа, пожалуй, самая многочисленная. Гостиницы Севастополя, где 9 мая ожидается масштабная праздничная программа, были выкуплены еще два месяца назад. «На майские праздники наша компания рассчитывает обслужить порядка 500 туристов. Среди экскурсионных маршрутов наибольшим спросом пользуется тур «Крымская кругосветка» и его расширенная версия с посещением Симферополя, Керчи, Феодосии, Судака, Ялты, Севастополя и других городов», – рассказал г-н Зелинский.
В симферопольской компании «Генуя-тур» подтвердили ориентированность клиентов на вторую половину майских праздников: большинство поездок в Крым состоится в период с 6 по 10 мая. При этом экскурсионные программы по полуострову строятся таким образом, чтобы 9 мая попасть в Севастополь на парад Победы.
В Сочи рост туроператорских продаж на майские праздники по разным данным составил от 20% до 35% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Менеджер по туризму сочинской компании «Сфера» Алиса Варельджян сообщила, что в начале мая последние горнолыжные заезды еще принимает Красная Поляна, даже есть групповые заявки. На побережье лучше спрашивают район Имеретинской низменности, что можно объяснить желанием туристов быть ближе к расположенному здесь Олимпийскому парку. Популярностью пользуются отели «Богатырь» и Azimut 4*. Последний, кстати, 1 июня закроется для проживания обычных туристов, поскольку на его базе появится Всероссийский детский спортивно-образовательный центр. Динамика по лету, по словам г-жи Варельджян, пока несколько хуже майской. Эксперт предположила, что значительную часть клиентов могли оттянуть пакетные туры в Краснодарский край, которые в этом году предложили многие крупные туроператоры.
По словам генерального директора компании «Планета Сочи» Эллины Акиншиной, спрос однозначно выше на приморский продукт, нежели на горный. На майские праздники туристы охотнее покупают путевки с включенным набором экскурсий и праздничным банкетом. Дополнительное требование – крытый бассейн. Под эти критерии, в частности, подходят отели Bridge Resort 4*, Radisson Blu Paradise 5*, гостиничные комплексы «Имеретинский» и «АкваЛоо». По оценкам г-жи Акиншиной, их загрузка в период праздников практически достигает 100%. По остальным средствам размещения Сочи цифры более скромные, заполняемость в первой декаде мая составляет порядка 50%.
«Спрос на Калининградскую область на период майских праздников вырос на 70% по отношению к 2014 году. Не исключено, что статистика неокончательная, довольно много бронирований происходит в последний момент», – прокомментировала генеральный директор калининградской компании «Юнона» Светлана Слепенок, добавив, что именно по такому сценарию в этом году проходили продажи новогодних праздников. Чаще других самый западный регион России своим местом отдыха выбирают жители Москвы и Санкт-Петербурга. Но также немало туристов из Сибири и Дальнего Востока.
Генеральный директор калининградской компании «Времена года» Ирина Литвинович отметила, что гостей даже в мае тянет к Балтийскому морю. Помимо Калининграда в основные экскурсионные маршруты включены курортные города Светлогорск, Зеленоградск, а также заповедник Куршская коса. Сами калининградцы чаще выбираются на экскурсии в Черняховск и Гусев. В среднем поездка в Калининградскую область занимает три дня, ее стоимость без учета дороги колеблется от 7 тыс. до 20 тыс. рублей в зависимости от уровня гостиницы и количества объектов показа.