Несмотря на переориентированность многих российских турагентств на внутренние направления, ситуация на тревел-рынке в целом грустная, констатировали участники панельной дискуссии «Заменят ли Кавказ и Крым Альпы и Средиземное море?
Маркетинг зарубежных стран и российских регионов. Реалии и опыт продаж» в рамках конференции WTM Vision 2015, организованной World Travel Market и ИД «Турбизнес». Встреча проходила в гостинице «Золотое кольцо» 7 апреля.
«Да, у нас был высокий сезон, но не думаю, что за счет снижения выездного туризма стоит ожидать роста внутреннего», — заявил Константин Гаранин, директор по территориальному развитию сочинского курорта «Роза Хутор». Александр Панько, руководитель офиса VisitSweden в России, с коллегой согласился и объяснил это тем, что некоторые зарубежные маршруты чем-то заменить вряд ли получится.
Более того, те туристы, которые переключатся с международных на российские направления, будут скорее разочарованы. Оба эксперта видят основную причину в недостаточной инфраструктуре и отстающем от международных стандартов обслуживании. «Мы получили туриста, который готов ехать, но ехать некуда, — с сожалением отметил г-н Гаранин. — И все мы поставлены в условия, когда за полтора года нужно сделать большой скачок — причем не только физический, но и виртуальный».
Г-н Панько поделился личным опытом путешествия по России: «Съездишь, а потом приходишь в себя». Тем не менее, понимая ограниченность бюджетов клиентов, в компании все же составили недорогие евротуры по скандинавским направлениям.
О том, что российские путешественники стараются на всем экономить, говорил и Андрей Сулейков, эксперт в разработке мобильных приложений, CEO TopTripTip. По его мнению, агентствам сейчас точно не позавидуешь: в сложившихся условиях россияне пытаются сократить расходы в первую очередь за счет самостоятельного планирования и организации поездки. Многие отказываются от помощи посредников: сами ищут и бронируют билеты и отели. «Тенденцию отражают даже мобильные технологии, — добавил г-н Сулейков, — современные тревел-приложения заточены в основном на самостоятельных туристов».
Гостиницы готовы идти навстречу клиенту, со своей стороны заметила Эльвира Тарасенко, директор по развитию в России и странах СНГ компании Interstate Europe. «На данный момент мы наблюдаем интерес со стороны туроператоров, которые ранее занимались выездным туризмом, а сейчас активно развивают и въездной, налаживают связь с курортом и нашими отелями, — сказала г-жа Тарасенко. — И, к слову, в конце апреля в Сочи планируется проведение Luxury Travel Forum, на котором мы ожидаем увидеть представителей 70-ти так называемых VIP-агентств. Внутрироссийские направления стали для них „неожиданно“ интересными».
Иван Калашников, генеральный директор ИД «Турбизнес» и модератор панельной дискуссии, указал на важность правильных маркетинговых шагов в продвижении как российских, так и зарубежных направлений: «Я бы хотел процитировать мэра Сочи Анатолия Пахомова, который в декабре прошлого года на мой вопрос „Как курорт планирует продвигать себя как туристическое направление?“ ответил, что Сочи — уже туристическое направление и его не нужно продвигать. После Олимпиады город не нуждается в особой рекламе. И добавил: „А будем проводить пресс-конференции, организовывать рекламные туры“. Уважаемые эксперты, а вы как думаете?»
Решение для регионов кроется в создании или культивировании достопримечательностей, считает г-н Сулейков: «Замечательный проект „Снежная деревня“ в Кировске Мурманской области! Это сказочные постройки из льда и снега. Вот такие достопримечательности нам нужны, они как магнит притягивают гостей со всего мира».
Константин Гаранин в свою очередь призвал участников туристического рынка взглянуть на уже существующие «фишки»: «Пора перестать продавать море, которого у нас нет. Зато есть горы, а значит нужно развивать альпинизм, скалолазание. И главное — для этого не требуется инфраструктура. Или возьмите Торжок. Кто-нибудь был в этом городе? Да, в нем нет отелей, но зато подают очень вкусные пожарные котлеты, приготовленные по уникальному рецепту».
Эксперт убежден: пока в России не появится культура потребления уже существующего продукта, а агентства будут упорно пытаться продать то, чего, по сути, нет, туризма в стране не будет.