Об основных положениях нового отраслевого закона турбизнес узнаёт из прессы. Проект уже есть. На общественное обсуждение он пока не вынесен, это обещают сделать до конца года. Но руководитель ведомства Зарина Догузова уже дает интервью большой прессе, из которой турбизнес и узнаёт, чего ему ждать от нового закона.
Ключевая задача – реформирование финансовых гарантий, поскольку ныне действующая система не отвечает современным реалиям рынка и не позволяет туристам в случае банкротства туроператора получать сколь-нибудь значительную компенсацию. Об этом глава Ростуризма Зарина Догузова рассказала в интервью РБК.
Напомним, готовящийся закон – не инициатива общественных организаций или Ростуризма, это плановый, правительственный документ, у него есть точные сроки реализации. В начале 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин своим распоряжением утвердил план законопроектной деятельности правительства на 2021 год. В нем есть и новый закон «О туризме и туристской деятельности в РФ». Ростуризм должен представить документ правительству не позднее декабря 2021 года, в Госдуму – не позднее марта 2022 года.
Ростуризм планирует создать такую систему финансовых гарантий, которая в случае банкротства туроператора обеспечила бы туристу не только его вывоз из другой страны, но и гарантированную фиксированную выплату. «Размер еще определяется, но сейчас мы видим сумму 40 тыс. рублей на человека – столько каждый турист должен иметь право получить в случае банкротства туроператора. 40 тыс. рублей – это средняя стоимость пакетного тура на человека на массовом пляжном направлении отдыха в России и за рубежом», – сказала Зарина Догузова.
Таким образом, по ее словам, в сегменте массовых бюджетных туров в России и за рубежом люди будут получать практически стопроцентную компенсацию.
Гарантировать сумму предполагается благодаря реформе всей системы финансовых гарантий и созданию вместо существующих ФПО фонда коллективной ответственности туроператоров. Выплаты в этот фонд туроператор будет делать за каждого туриста как по выездным, так и по внутрироссийским направлениям. При этом сумма взносов по внутреннему туризму будет очевидно ниже – в силу меньших рисков
«Чтобы в случае одновременного банкротства двух-трех туроператоров каждый турист смог гарантированно получить по 40 тыс. рублей, в фонде коллективной ответственности должно быть примерно 5 млрд рублей, – пояснила г-жа Догузова. – Соответственно, чтобы за несколько лет накопить такой фонд, для туроператора выездного туризма выплата за одного туриста должна составлять примерно 250 рублей – в целом за поездку».
Ростуризм также прорабатывает вариант, при котором государство сможет докапитализировать этот фонд в счет дальнейших выплат туроператоров, если в нем не окажется требуемой суммы. Так это работает в ряде стран.
Предварительные предложения Ростуризма по реформе фингарантий уже внесены в правительство. Нормативная обвязка сформулирована в проекте нового закона о туризме.
«Платить будет туроператор. Не думаю, что это приведет к сколько-нибудь значимому удорожанию туров и станет избыточной или дополнительной нагрузкой на бизнес. Туроператоры, которые работают по-честному и не занижают свои обороты, платят сейчас в существующие фонды больше. А предлагаемая система придет на замену, а не в дополнение, и охватит все направления туризма», – пояснила глава Ростуризма.
По словам Зарины Догузовой, реформа системы фингарантий предварительно обсуждалась с рядом крупных туроператоров, которые занимаются массовыми направлениями – Россией, Турцией, Египтом и другими. «Наши предложения были в целом поддержаны. Еще предстоят общественные и экспертные обсуждения, мы готовы дорабатывать наши предложения. Процент людей, которые пострадали от банкротств туроператоров, в целом небольшой относительно общего количества организованных туристов – это менее 1% от их общего числа. Тем не менее, наша задача – их защитить», – сказала глава ведомства.
Одновременно Зарина Догузова признала проблему с прозрачностью предоставляемых сейчас туроператорами сведений о своих обязательствах. Это может помешать наполнению будущего коллективного фонда, поэтому, помимо нормативной базы, нужна будет еще и информационная система для контроля – некий вариант маркировки туров, который обеспечит прозрачность и гарантирует возврат средств.
По ее словам, речь идет о возвратах именно по турам, которые формирует туроператор. Сегодня по действующему закону турпродукт – это только гостиница плюс транспорт. И это дает возможность фактически заниматься туроператорской деятельностью, де-юре не являясь туроператором: не оформлять для этой деятельности страховки и не уплачивать взносы.
«Продают, например, гостиницу плюс экскурсию, в том числе по зарубежным направлениям. В новом законе мы сформулируем, что турпродукт – это проживание плюс любая другая туруслуга, и не обязательно только транспорт. Мы хотим создать прозрачную систему взаимоотношений между государством, туроператорами и туристами – выгодную и понятную всем, чтобы у бизнеса не было соблазна занижать обороты или дробить турпродукты», – сказала она.
Проект «Электронной путевки» в его нынешнем виде к разрабатываемой системе фингарантий применить трудно, говорит глава Ростуризма, так как в путевке не заложен механизм контроля.
«Законопроект об электронной путевке, скорее всего, будет рассматриваться во втором чтении уже в следующем году. Свои поправки к нему мы сформулировали и сейчас обсуждаем их на площадке Госдумы. В нынешнем виде «Электронная путевка» – это государственная информационная система по сбору статистики. Такая система, конечно, нужна Ростуризму, но она вряд ли решит задачу контроля за сохранностью средств туристов», – пояснила Зарина Догузова.
В ведомстве считают, что «Электронная путевка» должна быть бесплатной для отрасли, так как она решает сугубо государственную задачу по сбору данных с отрасли. «Логично делать это за счет государства, а не бизнеса и туристов. Профильный комитет Госдумы нас в этом поддерживает. Деньги на эксплуатацию системы мы заложили в бюджете», – пояснила глава Ростуризма.
Фото: РИА Новости/Совет Федерации РФ