Информационную систему «Электронная путевка» планирует в ближайшие несколько лет внедрить Ростуризм в соответствии с новой версией закона о туризме. Несмотря на то, что сам закон пока лишь внесён в Госдуму, концепцию электронной системы ведомство пообещало принять уже на следующей неделе. Более того, для её внедрения уже выбран исполнитель и даже определены средства. Эксперты, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», полагают, что теоретически данная инициатива неплоха, но больше соответствует «идеальному рынку», а в современных условиях не отвечает на два главных вопроса – зачем она нужна, а также как и за чей счет она будет реализовываться. Примечательно также то, что пока электронная путевка не имеет никаких законных оснований для обязательного внедрения в практику турфирм, даже если положение о ней и появится в новой редакции закона о туризме.
«Власти РФ завершили создание концепции этой информационной системы. В течение ближайших лет система должна быть реализована полностью», - заявил врио главы Ростуризма Олег Сафонов. Внедрение электронной путевки предусмотрено новым законопроектом, вносящим изменения в закон об основах туристической деятельности. Новой форме документа посвящена статья 10.3. По информации АТОР, концепция информационной системы «Электронная путевка» должна поступить в Ростуризм уже на этой неделе. При этом уже выбран исполнитель и определена сумма заказа: путем проведения тендера им стало некое ЗАО «Стинс Коман», которая выполнит соответствующий заказ Ростуризма за 5.8 млн рублей бюджетных денег.
«Теоретически введение такого института неплохо, ведь это даст возможность понять, сколько, куда, кто, и по каким направлениям едет, притом что сейчас зачастую даже сами туроператоры не знают, сколько и где у них находится туристов. В итоге единая электронная путевка поспособствует обелению рынка, упростит взаимодействие туроператор-турагент. Это всё безусловные, но теоретические плюсы», - оценил инициативу Ростуризма вице-президент РСТ Юрий Барзыкин.
Однако эксперт отметил, что «гладко» эти плюсы выглядят только на бумаге. «Основной минус – это объем информации – так как в России продаётся ежегодно более 15 миллионов путевок, которые сопровождаются кучей других документов, например, договоров. Корректно обрабатывать такой объём информации невозможно, и опыт внедрения электронного учета продажи алкогольной продукции это доказал – тогда он обеспечил полный коллапс на рынке», - прокомментировал Юрий Барзыкин. Более того, эксперт упомянул, что Ростуризм уже объявлял о начале подобной разработке пару лет назад и даже уже израсходовал отведенные миллионы, но каков был результат – общественности до сих пор не известно. Более того, при сегодняшнем кризисе в отрасли, рынок может банально не потянуть дополнительного финансового обременения, накладываемого электронной путевкой на игроков, поскольку любая «модернизация» электроники всегда выливается в серьезные расходы.
Кстати, попутно возникают и обоснованные опасения в сохранности базы электронных путёвок – как с точки зрения персональных данных туристов, так и с точки зрения конфиденциальной бизнес информации туроператоров.
Есть большие сомнения в законности института электронной путёвки и у юристов: с их точки зрения введение «электронной путевки» не просто трудно, а фактически невозможно. «В чистой теории можно говорить об электронной туристической путевке как форме фискального учета проданного турпродукта на идеальном рынке, но сегодня для этого нет нормативно-правовой базы», - отметил Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата». По его словам ввести обязательную форму электронной путевки невозможно потому, что в законодательстве вообще нет понятия обязательной формы турпутевки. «Она как бланк строгой отчетности исключена из закона и в настоящий момент отсутствует как фискальный способ отражения расчетов. А ведь преобразование в электронную форму происходит из обязательных требований к оформлению бумажных документов. Так, например, было с электронными авиабилетами – был бланк строгой отчетности – авиабилет, и далее путем сложных программно-технических и юридических действий над ним образовали форму электронного билета. И лишь после этого учет проданных авиабилетов стал производиться в электронных системах учета – это очень сложная вещь, обязывающая, её нужно чётко администрировать со стороны государства», - привел пример Георгий Мохов.
Соответственно, и введение данного документа как обязательного – если для него появится соответствующая база – чревато подобными же проблемами. «Если такую путёвку включить в электронные системы учета, то это должно сочетаться с бухгалтерией в 1С, со сдачей отчета в налоговые органы, со сдачей статистики. Это очень сложный программно-технический комплекс, который, к тому же, стоит больших денег для каждого, кто его применяет», - добавил Георгий Мохов. Теоретически, по оценке эксперта, подобную «инновацию» можно было бы попробовать обкатывать на добровольных началах, чтобы посмотреть, как рынок отреагирует на «электронную путёвку».
Но тут возникает самый главный вопрос. «Инициаторы введения обязательной электронной путевки не отвечают на главный вопрос – зачем это нужно? Предположим теоретически, что весь этот невероятно огромный поток информации начнет стекаться в Ростуризм. Но зачем, что с ней будет делать Ростуризм? При этом рынок от этого «белым» не станет, для его обеления в первую очередь нужны экономические предпосылки, а не фискальные», - резюмировал Георгий Мохов.
http://www.tourprom.ru/news/27507/