31 марта в Нарьян-Маре открывается первый международный туристский форум «Доступная Арктика».
На мероприятие, организованное Ростуризмом и Ненецким автономным округом, съедутся российские и зарубежные эксперты, представители турбизнеса и власти. О создании инфраструктуры на севере, привлечении туристов в Арктику и шансах России стать флагманом этого направления корреспонденту «Известий» Кириллу Кудрину рассказал замглавы Ростуризма Сергей Корнеев.
— Насколько популярен сейчас арктический туризм?
— В последнее время мы наблюдаем моду на него во всем мире. Одна из причин — многие устали от традиционных туристических поездок. Люди хотят чего-то нового, экзотичного. Когда-то экзотикой была Африка, потом Карибы. Но сейчас в поисках новых ощущений туристы обращают свои взоры на крайний север, Арктику. Турбизнес видит это и подстраивается. К примеру, американские круизные компании уходят из других регионов на Аляску.
— Что можно сказать о Европе?
— 80% путешествий в Арктику организуют наши северные европейские соседи. Возьмем Финляндию — еще недавно у этой страны не было ничего кроме приграничного туризма с Россией. Россияне, по сути, и сформировали финнам туристскую инфраструктуру, а уже потом ею стали пользоваться все. Еще 20–30 лет назад нельзя было представить, что европейский турист в отпуск поедет не на юг, а на север, сегодня это в порядке вещей.
Мода на северный туризм есть даже в Китае. У китайцев существует поверье, что человек, видевший северное сияние, станет богатым и счастливым. И они делают туры в свою Маньчжурию, потому что там иногда бывает северное сияние! Толпы туристы приезжают, а им говорят: сегодня не получится, попробуйте в другой раз…
— Насколько я понимаю, Ростуризм сейчас делает ставку на Арктику?
— Нам, обладающим самым протяженным арктическим побережьем, грех не развивать там туризм. Для этого уже определены несколько направлений. Первое — круизы. Особые перспективы мы связываем с Мурманском, который по завершении реконструкции порта должен стать главным центром притяжения всех арктических круизов.
Арктические круизы включают десятки маршрутов, которые выполняют небольшие российские и зарубежные компании, специализирующиеся исключительно на Арктике (Poseidon expeditions, Cruise North Expeditions, Aurora Expeditions). Представлены там и российские экспедиционные суда, переоборудованные для круизных нужд, к примеру «Академик Шокальский».
Один из главных «козырей» российской Арктики — острова и архипелаги Северного Ледовитого Океана. Такие туры являются эксклюзивными и дорогостоящими, но, несмотря на это, количество путешественников за прошедшие 20 лет выросло почти в 10 раз.
— Какие виды туризма кроме круизного существуют в Арктике?
— Кто-то едет посмотреть на медведя на льдине, кто-то — на полярное сияние, кто-то летит на вертолете на Северный полюс. Уникальным объектом является российский дрейфующий лагерь Барнео — главная база туров в Арктику и единственная перевалочная точка на пути туристов к Северному полюсу. Российский поселок Баренцбург обладает большим потенциалом и включен в программу посещения иностранными туристами, прибывающими на Шпицберген.
В Арктике очень интересна этническая составляющая. Интересная деталь — в Ненецком автономном округе, где пройдет форум, через известную систему онлайн-бронирования отелей можно забронировать место в чуме.
Активно развивается в последнее время горнолыжный туризм в Хибинах Мурманской области. Есть интересный речной круиз на восстановленном колесном пароходе в Архангельской области.
Важный момент: в рамках председательства России в Совете Баренцева региона (организация, объединяющая приарктические страны. — «Известия») Ростуризм совместно с Минтрансом предлагают изменить существующий план транспортного коридора на этих территориях, чтобы внести туда еще и туристические маршруты. И речь не только о круизах, но и о речном транспорте, яхтинге с заходом в северные моря.
— На кого рассчитан арктический турпродукт — на россиян или иностранцев?
— Пока больше все-таки на иностранцев. Но после прошлогоднего совещания представителей туриндустрии, которое прошло в Нарьян-Маре, появился весьма привлекательный продукт и для жителей Москвы и Питера. Мало кто знает, но нужно всего два-три часа лету из Москвы, чтобы увидеть северное сияние в Нарьян-Маре. В конце прошлого года появился соответствующий тур на выходные (несколько дней обойдутся в 30-35 тыс. рублей на человека плюс авиабилеты — порядка 20 тыс. туда-обратно, как из Москвы, так и из Петербурга. — «Известия»).
— Арктическая зона — приграничная. Создает ли это неудобства для работы зарубежных туркомпаний?
— Есть ограничения, особый режим согласования прохода судов. Но мы делаем всё возможное, чтобы эти регионы были открыты для туристов, и соответствующие контрольные структуры идут навстречу.
— Расскажите о туристской инфраструктуре. Есть она сейчас или ее только предстоит строить?
— В принципе туризм в Арктике подразумевает экзотику, приключения. Он не требует такой инфраструктуры, какая должна быть на курортах. Главное, чтобы четко работал сервис. И с этим у нас всё в порядке. Есть профессиональные туроператоры, которые занимаются приемом на местах, с соответствующими таймингом, логистикой. Существующая инфраструктура во многом постсоветская, но если будет устойчивый спрос на продукт, будут и другие предложения. Желающие инвестировать туда есть.
— Как вы видите государственно-частное партнерство в сфере арктического туризма?
— Многие наши северные субъекты Федерации и прежде всего организатор форума — Ненецкий автономный округ — прикладывают серьезные усилия для развития туризма и привлечения бизнеса в эту сферу. Регионы понимают, что туризм — одна из немногих областей, генерирующих новые рабочие места. По данным Всемирной туристской организации, каждый 11-й работающий человек в мире связан с этой сферой. Также это способ сохранения традиционной культуры. Вот живут там малые народы, как им зарабатывать деньги?
Существуют традиционные промыслы. А туризм позволяет превратить промыслы в сувениры для туристов. Появляется в том числе материальный интерес всё это сохранять. Регионы принимают как локальные программы по поддержке малого бизнеса, так и участвуют в федеральной целевой программе по развитию внутреннего и въездного туризма. В основном речь идет как раз о государственно-частном партнерстве.
Если мы сумеем ответить на существующий спрос на арктические туры, то за 3–5 лет развить соответствующую инфраструктуру вполне реально. Тем более что там не нужны такие уж большие вложения, не требуется строительство огромных туристических комплексов. Нужны просто гостиница, ресторан, ну и, конечно, дороги.