Ростуризм отобрал первые 19 регионов для участия в мероприятиях по продвижению туризма в рамках отраслевой Федеральной целевой программы (ФЦП) и начинает в декабре масштабную рекламную кампанию путешествий по России, рассчитанную на российского потребителя. О первоочередных планах и задачах в деле развития и продвижения российского турпродукта рассказал на прошлой неделе в РИА «Новости» заместитель руководителя ведомства Дмитрий Михеев. В июле 2011 года была принята ФЦП развития внутреннего туризма на 2011-2018 годы. Согласно программе, на развитие туризма будет выделено 332 млрд. рублей, из которых 28,9% (или почти 100 млрд.) должны составить частные инвестиции. «Объем финансирования очень высок, и это испытание для отрасли – показать свою способность правильно расходовать эти средства, чтобы был эффект от их вложения. Уже первые шаги по реализации ФЦП показывают, что регионы должны быть готовы показать собственные проекты с участием частного капитала, чтобы государство участвовало в финансировании обеспечивающей инфраструктуры для этих проектов, беря на себя самую затратную часть. Сегодня невозможно только на государственные средства создать современные рекреационные комплексы. Это будет неэффективный подход, и он не стимулирует участие бизнеса в подобных проектах. Первый год реализации ФЦП покажет возможности регионов и бизнеса переварить предложение, которое делается со стороны государства по финансовому обеспечению инфраструктуры», – подчеркнул Дмитрий Михеев.
Всего для участия в мероприятиях ФЦП на первом этапе реализации программы в 2011-2013 годах отобраны 19 регионов. Это – Краснодарский край, Алтай, Башкортостан, Астраханская, Костромская, Ивановская, Псковская, Липецкая, Ярославская и Рязанская области, а также Бурятия, Татарстан и другие регионы. «Сейчас мы имеем более 70 заявок почти от всех регионов РФ с предложениями по участию в ФЦП на следующий год. Многие представили хорошие проекты в сфере развития туризма, создают бренды, участвуют в маркетинге. Но информационная доступность таких услуг пока оставляет желать лучшего. Если часть собственников бизнеса умеет продвигать свои проекты, то многие, сделав хорошие качественные продукты, не имеют возможности рассказать о них», – сказал г-н Михеев.
По первым восьми проектам, отобранных для участия в ФЦП, сейчас готовится проектно-сметная документация, будут проведены федеральные конкурсы на реализацию мероприятий по строительству, подведению инфраструктуры. Государственный заказчик – Минспорттуризма.
Наиболее востребованные проекты российского туризма - это, как правило, малые гостиницы и гостевые дома на 4-5 номеров с теплой атмосферой. Однако, по словам Дмитрия Михеева, таких предложений пока чрезвычайно мало. Доля сельского туризма в структуре турпродукта страны не превышает 1-2%. Спрос на такого рода услуги растет, но в большинстве своем это спрос ожидания, и он отложен. Те активные группы населения, которые путешествуют по стране с детьми, сами пытаются находить такие объекты. На рынке ощущается недостаток информации о них, из-за отсутствия конкуренции сельский туризм развивается скорее как эксклюзивный, хотя в европейских странах он очень доступен», – подчеркнул Дмитрий Михеев. По его словам, единственный способ снизить цены – развивать конкуренцию, которую будет стимулировать государство, частично финансируя новые объекты.
В 2011 году в рамках ФЦП на продвижение российского турпродукта выделено 158,4 млн. рублей. Эти деньги пойдут на телепрограммы, сюжеты, радиопрограммы, которые стартуют в декабре, на создание интернет-проектов, в том числе, цифрового канала на you tube, посвященных туристской тематике, пресс-туры.
Кроме того, в декабре Ростуризм проведет семь форумов, посвященных различным аспектам развития внутреннего туризма в семи регионах России. Так, международная конференция «Повышение качества и безопасности услуг объектов туриндустрии как условие успешного продвижения туристского продукта» пройдет в Сочи 1-2 декабря, Международная конференция по формированию туристского продукта курортных территорий – в Белокурихе (Алтайский край) 5-7 декабря. Межрегиональный туристский форум «История России в малых городах» состоится в Костроме 8-9 декабря, Международная конференция по развитию событийного туризма пройдет в Якутске 9-11 декабря. По словам г-на Михеева, Якутия сделала ставку именно на развитие событийного туризма. На конференции будет обсуждаться опыт стран Северной Европы в создании «ледяных объектов» туристской инфраструктуры.
Международную конференцию «Туристские бренды – генератор развития территорий» Ростуризм организует 12-14 декабря в Вологодской области. Здесь речь пойдет об опыте области в создании, продвижении туристского бренда «Великий Устюг – родина Деда Мороза» и его влиянии на экономику региона.
Всероссийский форум по вопросам социального туризма, который пройдет 15-16 декабря в Уфе, будет посвящен опыту Башкирии по стимулированию спроса на внутренний продукт с помощью субсидирования из бюджета турпоездок малообеспеченных социальных групп. Завершит серию Первая международная конференция по вопросам развития туризма в Прикаспийском регионе, которая намечена на 16-17 декабря в Астрахани.
Итогом реализации ФЦП развития туризма должен стать рост потока путешествующих по России россиян с нынешних 33,7 млн. человек (прогноз на 2011 год) до более чем 46 млн. к 2018 году. Совокупный финансовый результат от реализации программы должен составить почти триллион рублей (980 млрд.). Бюджетный эффект – 574 млрд. На каждый бюджетный рубль, вложенный в отрасль, в инфраструктуру, государство рассчитывает получить 1,7 рубля.
Дмитрий Михеев подчеркнул, что цель ФЦП – в первую очередь, развитие внутреннего туризма. Он считает, что если россияне сами захотят путешествовать по России, то увеличится и въездной поток.