Упрощение визовых процедур способно за короткий срок вдвое увеличить прибыль России от въездного туризма и стимулировать развитие инфраструктуры, сообщил корр. ТАСС руководитель Ростуризма Олег Сафонов.
"Въездной туризм - это несырьевой экспорт, экспорт услуг. В прошлом году иностранные туристы привезли к нам порядка $12 млрд. Эти объемы не соответствуют ни территории РФ, ни возможностям нашей страны как туристско-рекреационной зоны", - сказал он.
Глава ведомства считает, что нарастить данный вид экспорта можно очень быстро, причем для этого не нужны инвестиции. "Конечно, финансовая составляющая важна: необходимо строить причалы, гостиницы, дороги. Но если говорить о въездном туризме, прежде всего важно, чтобы туристы физически могли въехать на территорию нашей страны, а это блок визовых вопросов", - отметил он.
Сафонов напомнил, что в мире существует тенденция упрощения визовых процедур и повышения технологичности выдачи виз. Так, министр экономики и финансов Турции недавно предложил создать в стране особые туристские зоны, куда иностранцы смогут прибывать без загранпаспортов, не проходя никаких таможенных процедур. "Это пример того, до чего доходит борьба за туристов. Мы находимся в условиях глобального конкурирования за турпотоки, и если мы не создадим конкурентных условий, к нам не поедут или поедут в меньших объемах", - отметил он.
По словам чиновника, решение об упрощении или повышении технологичности выдачи виз позволит "увеличить объем несырьевого экспорта в два раза за короткий период". Он отметил, что можно использовать и механизм групповых безвизовых поездок, показавший свою эффективность на примере Китая.
Недавно Ростуризм выступил с предложением сократить количество людей в таких группах с пяти до трех человек и удлинить возможность их путешествия с 15 до 21 дня. Китайские партнеры поддержали это предложение. "Но хотелось бы, чтобы подобные соглашения были заключены с другими странами БРИКС, в том числе с Индией. Это очевидный шаг, способствующий развитию экономики нашей страны", - сказал Сафонов.
Он привел в пример Камчатку, куда сейчас приезжает 50 тыс. человек в год, из них 14 тыс. иностранцев. "Чтобы приезжало больше людей, нужна новая инфраструктура, отели, развитие международного сектора аэропорта Петропавловска-Камчатского, порта. Однако на вопрос, что первично - инфраструктура или турпоток, ответ для меня очевиден. Если есть турпоток и его объемы просчитываются, бизнес создаст качественные условия для размещения туристов. Но никто не будет вкладывать деньги в строительство гостиниц, не понимая, каким образом они окупятся. Мы должны четко озвучить, какие меры будут приняты для резкого увеличения турпотока, и бизнес отреагирует очень быстро", - резюмировал он.
Что мешает развитию круизного туризма
Устаревшая нормативная база и неразвитая инфраструктура мешают развитию круизного туризма на Дальнем Востоке, заявил корр. ТАСС в преддверии Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке с 3 по 5 сентября, руководитель Ростуризма Олег Сафонов.
"Поток туристов из Азиатско-Тихоокеанского региона на Аляску, проходящий мимо наших дальневосточных рубежей, составляет порядка 3 миллионов человек в год. Но эти круизные лайнеры проходят мимо нас", - посетовал он, указав, что одно из причин является отсутствие соответствующей инфраструктуры. В дальневосточных портах нет причальных стенок нужной длины (до 350 метров) и соответствующих глубин (17-18 метров), чтобы большие круизные суда могли швартоваться.
Впрочем, по словам чиновника, увеличению турпотока мешает не только инфраструктура, но и устаревшая нормативная база. "Сейчас разрешения для осуществления круизных заходов РФ выдает на основании постановления Совета министров РСФСР, датированного 1991 годом. К чему это приводит? Например, в этом году было всего 22 обращения за разрешениями на проведение круизной деятельности. И даже из этого небольшого количества запросов изначально были разрешены лишь три круиза!" - пояснил Сафонов.
После вмешательства Ростуризма и полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева ситуацию удалось исправить: было организовано несколько совещаний, где рассматривалась ситуация с круизными судами, и разрешения получили 19 из 22 круизов.
"Но очевидно, что необходимо изменить порядок согласования и разрешения круизной деятельности на территории РФ. Мы должны выстроить такую простую систему согласования, чтобы владельцы круизных кораблей были заинтересованы заходить в наши порты. Теоретически потенциал въездного туризма огромен, практически он еще не реализован, а ведь Дальний Восток может стать для иностранных туристов площадкой, с которой удобно и комфортно будет начинать знакомство с нашей страной", - подчеркнул глава Ростуризма.
В ходе Восточного экономического форума запланирована стратегическая рабочая сессия, на которой будет обсуждать вопрос о том, какие барьеры препятствуют развитию туризма на Дальнем Востоке.