Печальный финал благополучного летнего сезона 2012 года – банкротство туроператора «Черри-Тур», из-за которого заграницей застряло большое количество российских туристов, очередной раз продемонстрировал «болевые точки» российского туристического рынка.
Их обрисовали журналистам в понедельник на пресс-конференции представители недавно созданного всероссийского объединения туроператоров «РосТурПомощь», а также РСТ и АТОР. По данным экспертов, к вечеру понедельника ситуация с туристами «Черри-Тура» стабилизировалась - остались лишь небольшие проблемы в Болгарии. По оценке Эдуарда Кузнецова, директора «Ростурпомощи», в Болгарии на настоящий момент находится около 150 российских туристов, пострадавших от банкротства «Черри-Тур», однако тревожные сигналы поступили также из Черногории. Впрочем, количество туристов там оценивается, к счастью, лишь в несколько десятков. Что до других направлений деятельности «Черри», среди которых Гоа и Чехия – по ним обращений пока не поступало. А учитывая глубину продаж, порядка 200 туристов не смогут вылететь по путевкам «Черри-Тур» из России в ближайшие даты.
Точную статистику по пострадавшим туристам «Черри» Эдуард Кузнецов журналистам не предоставил, по его словам после пресс-конференции начнется активная работа с авиакомпаниями, которые будут вывозить российских туристов: в настоящий момент «Ростурпомощью» уже получены списки туристов, и в данный момент формируется список на перевозку. В основном «Черри-Тур» имел блоки мест на рейсах «Bulgarian Air» и других перевозчиков, летавших в Болгарию – «S7», «ЮтЭйр». «Мы будем искать возможности вывезти туристов. Ближайшая горячая дата - 4 сентября, и мы сейчас ей занимаемся вплотную» - сообщил он. По словам Эдуарда Кузнецова, достигнута договоренность и с директором болгарской принимающей компании «Vassy Travel» Россицей Димитровой: она готова войти в положение туристов, и не требовать от них повторной оплаты проживания. «Если у туристов нет денег на оплату проживания, то им обещали не препятствовать в выезде из отелей», - пояснил г-н Кузнецов. Напомним, что в воскресенье и понедельник многие туристы жаловались своим турагентам, что отели их удерживали, не возвращая паспорта до полной вторичной оплаты. «Думаю, что интересы туристов мы защитить сможем, и больших неудобств у них не будет», - добавил Эдуард Кузнецов.
Однако эта история затрагивает интересы не только туристов, но и всего туристического рынка. «Деньги от туристов в «Черри» принимали до последнего, буквально в пятницу-субботу, когда туроператор не мог не знать о своей финансовой несостоятельности», - пояснила пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. Более того, последний чартер компания собиралась отправлять в прошедшую субботу, уже фактически обанкротившись. По словам собеседника, каждая такая ситуация – пятно на репутации не только отдельного туроператора, но и всей туриндустрии. «После таких эксцессов туристы перестают доверять туроператорам, и как следствие – сразу ощутимо падают продажи туров», - пояснила г-жа Тюрина. В первую очередь в профессиональной среде необходимо рассчитывать на репутационный фактор.
По ее мнению, создание фонда «Ростурпомощь» и вложение в него средств есть в некотором роде и станет платой за репутацию. «Участие в фонде есть «имиджевый вклад», своеобразная гарантия надежности оператора», - добавила представитель РСТ. Кроме того, есть надежда, что в полной версии устава фонда «вспомнят» и про турагентов, на которых в текущей ситуации ложится тяжесть взаимодействия с пострадавшим туристом. «Каждый оператор должен будет уведомлять своих агентов, в том числе – о своем финансовом состоянии», - пояснила Ирина Тюрина.