Некоммерческая организация РОЦИТ направила в Роспотребнадзор обращение с просьбой защитить интересы покупателей авиабилетов через интернет. С полным текстом пресс-релиза по этому поводу можно ознакомиться на сайте организации. Проблема, на которую обращает внимание РОЦИТ, заключается в том, что люди покупают билеты черт знает где и сталкиваются с мошенничеством:
Зачастую сервисы, которые заманивают пользователей низкими ценами, скрывают свои регистрационные данные, фактические адреса офисов или юридические адреса. Следовательно, просто некому предъявить иск, выдать предписание, не от кого получить компенсацию — нельзя наказать организацию, которая не существует или не подчиняется российским законам.
Директор РОЦИТ Сергей Гребенников также указывает на проблемы работы российских покупателей с иностранными компаниями:
Мы провели мониторинг основных российских сайтов, на которых можно купить авиабилеты. Выяснилось, что проблема отсутствия регистрации таких фирм на территории РФ, информации об их физическом месторасположении, обратных форм связи на сайтах — массовая. Отсутствие российской юрисдикции ведет к тому, что пользователь не может или даже не вправе обратиться в суд, чтобы возместить свой ущерб.
Для выработки решения РОЦИТ желает привлечь к проблеме депутатов и представителей отрасли:
В связи с этим РОЦИТ и было направлено официальное письмо в Роспотребнадзор. В организации надеются, что данное обращение повлечет за собой внеочередное заседание комиссии ГД по информационной политике с участием представителей Роспотребнадзора, IT-отрасли и сервисов, предлагающих услуги онлайн-бронирования для предметного обсуждения проблемы и выработки механизма борьбы с подобными действиями.
В конечном итоге (хотя РОЦИТ об этом прямо не говорит) решением может стать реестр «правильных» продавцов билетов и блокировка Роскомнадзором неправильных:
Возможно, потребуется внесение правок в законы, которые обяжут сервисы регистрироваться или регистрировать представительства в России, публиковать свои выходные данные на сайтах, немедленно реагировать на запросы пользователей. Правками должна быть предусмотрена и возможность регулярного мониторинга таких сервисов, а также их ответственность в случае неоднократных нарушений и жалоб пользователей (например, первоочередной мерой может стать закрытие сайта и внесение его адреса в «черный список» Роскомнадзора).
Нет сомнений, что проблемы в области продаж авиабилетов, о которых говорит РОЦИТ, существуют. Но перчинку в релиз организации вносят два момента (помимо уже вышеупомянутых депутатов):
Мы рекомендуем бронировать авиабилеты на проверенных сайтах — с историей и хорошими отзывами на форумах (например, среди таковых Anywayanyday).
И тут, конечно, нельзя не вспомнить давнюю любовь Anywayanyday к работающей без российского юрлица компании OneTwoTrip (с общанием нажаловаться в ФАС) и вообще всю драму «Ответ Anywayanyday на реакцию OneTwoTrip на пресс-релиз Anywayanyday». В свете этих нюансов приходится себя заставлять, чтобы поверить в нейтралитет и самостоятельность РОЦИТ.