Намеченное на 8 июля второе чтение законопроекта об электронной путевке надо отложить из-за его несвоевременности и разрушительных последствий для рынка. Турбизнес – за цифровизацию и прозрачный бизнес, но закон не должен приниматься второпях и фактически втайне от отрасли.
РСТ предлагает создать межведомственную рабочую группу на базе Ростуризма, где представители туристического сообщества смогут представить свои предложения и замечания по законопроекту. Об этом президент РСТ Андрей Игнатьев заявил на пресс-конференции в ТАСС.
По его словам, серьезную озабоченность в отрасли вызывает не сам механизм электронной путевки, а содержание поправок ко второму чтению законопроекта в Госдуме и формат их внесения. «Второе чтение намечено на 8 июля, но текста документа нигде нет, в том числе и на сайте Госдумы. Туристическое сообщество не может с ним ознакомиться, хотя речь идет об отраслевом законе», – сказал Андрей Игнатьев.
Напомним, поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» предполагают введение информационной системы электронных путевок и ее обязательное использование турбизнесом. В первом чтении законопроект был принят 12 мая 2020 г. Второе чтение запланировано на 8 июля.
В соответствии с постановлением Госдумы № 8182-7, поправки ко второму чтению комитет Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи должен был представить до 10 июня 2020 г. Однако законопроект до сих пор не обнародован, не предложен для обсуждения экспертному и туристическому сообществу и даже не направлен в Ростуризм. Документ не размещен на специальном портале Госдумы «Система обеспечения законодательной деятельности», последний раз информация по законопроекту обновлялась там как раз 12 мая, когда он был принят в первом чтении. Это серьезное нарушение принципов открытости и гласности, закрепленных в статье 113 Регламента Госдумы РФ, утвержденного постановлением от 22.01.1998. № 2134-II ГД.
Между тем, поправки кардинально меняют содержание документа, принятого 12 мая. В частности, если первый вариант подразумевал, что электронная путевка создается для выездных туроператоров, то после поправок она становится обязательной уже для компаний и по внутреннему, и по въездному туризму.
Во втором варианте появился также туристский взнос, который взимается с каждого проданного тура и отчисляется в гарантийный фонд. Причем, средства расходуются не только на возмещение ущерба туристам в случае банкротства, но и на развитие туризма.
По словам г-на Игнатьева, распространяя электронную путевку, в том числе и на туроператоров по внутреннему туризму, законодатели ставят их в заведомо неконкурентное положение. В Единый федеральный реестр входят 4357 туроператоров. Из них 4107, то есть подавляющая часть – по внутреннему туризму. «Это большая сила, они обеспечивают развитие туризма в России и любое государство старается это поддерживать. Действует программа поддержки туроператоров по внутреннему туризму и в нашей стране. Но поправки предполагают два новых платежа – за пользование электронной путевкой и отчисления в гарантийный фонд. Соответственно вырастет финансовая нагрузка для внутренних туроператоров, – пояснил глава РСТ. – Им придется работать на пределе рентабельности или уходить с рынка. Но мы не можем это позволить, так как большинство из них занимается и выездным туризмом, и у них есть обязательства по отложенным турам еще минимум на год вперед», – уточнил Андрей Игнатьев.
По его словам, отрасль подошла к нынешнему кризису, вызванному пандемией, максимально консолидированной. «За последние 10-15 лет турбизнес практически избавился от фирм-однодневок. Методом проб и ошибок, рынок, в конце концов, отрегулировали. Но предлагаемый законопроект позволяет любому, кто принимает решение платить в гарантийный фонд, называться туроператором и войти в федеральный реестр. То есть снова открывается окно мошенникам, которые соберут деньги с клиентов, что-то перечислят в новый фонд и исчезнут. А оплачивать «деятельность» таких компаний будут добросовестные участники рынка. «И такой закон, если его сейчас примут, вступит в силу уже с января 2021 года, то есть через пять месяцев», – заметил президент РСТ.
По словам главы ассоциации «Турпомощь» Александра Осауленко, поправки в законопроект создают совершенно новый механизм, который ломает уже действующую систему регулирования туроператорской деятельности и решения проблем в случае неисполнения оператором своих обязательств
«Эта система уже прошла проверку практикой и ее можно считать эффективной. Так, если в 2008 году государство вывозило туристов из-за рубежа за свой счет, то в 2014 году «Турпомощью» было вывезено более 50 тыс. туристов и не потрачено ни одной государственной копейки», – сказал он.
По словам г-на Осауленко, за три года из 537 компаний по выездному туризму свои фонды персональной ответственности сформировали более 50 турфирм, и теперь им не надо оформлять финансовые гарантии в страховых компаниях. Принципиально, как полагает эксперт, что ни в 2019 году не было громких банкротств туроператоров, ни даже в условиях пандемии коронавируса, то есть полной остановки бизнеса.
Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин также полагает, что новые поправки, если их примут, будет не помогать, а мешать работе туротрасли, и никак не защитят потребителя. «Главные новации законопроекта: гарантийный фонд и туристский сбор. В гарантийный фонд вносят деньги все туроператоры, хотя риски у них разные. В последние три года с рынка ушло 16 выездных туроператоров и ни одного внутреннего. То есть в зоне риска одни туроператоры, а платить будут другие», – сказал г-н Барзыкин.
Непонятно также, по его словам, почему частные компании должны платить взнос на развитие туризма, когда существует целая государственная система его поддержки. Куда на самом деле пойдут эти деньги, тоже не уточняется. «Брать взнос с выезжающих за рубеж также неэтично, – заметил эксперт. – В конце концов у нас свобода передвижения, да и не так высок процент выезжающих на фоне внутреннего туризма, чтобы собранная сумма имела значение».
Кроме того, по словам Юрия Барзыкина, «Турпомощь» – это отраслевое объединение, в котором решения принимает общее собрание и каждый член имеет право голоса. А в создаваемой новой системе никто из операторов не будет участвовать в решениях. «Турфирмы еще не начали работу после пандемии, а на них уже свалились новые обременения Мы не доверяем этому проекту, потому что он не учитывает интересы рынка», – подчеркнул вице-президент РСТ.
Как сообщил Андрей Игнатьев, РСТ, «Турпомощь», ТПП и другие отраслевые объединения направили письма премьер-министру Михаилу Мишустину, вице-премьеру Дмитрию Чернышенко, председателю Госдумы Вячеславу Володину и т.д. В них турбизнес предлагает отложить рассмотрение поправок и создать на базе Ростуризма межведомственную рабочую группу для подготовки предложений по реформированию системы фингарантий и цифровизации с участием Минэкономразвития, Минфина, Минюста и других министерств и ведомств, а также предпринимательских объединений.
Уже после пресс-конференции довольно жесткий комментарий по поводу законопроекта дал RATA-news председатель комиссии РСПП по туристской индустрии, почетный президент РСТ Сергей Шпилько. Он убежден, что предложенный поправками гарантийный фонд – это сбор дани с целой отрасли в пользу госкорпорации. При этом размер самой дани неизвестен.
«Но сколько бы денег ни захотел оператор электронной путевки в виде платы за пользование информационной системой и туристского взноса в некий гарантийный фонд, все эти расходы будут так или иначе включены в стоимость турпродукта. То есть платить в конечном счете придется туристам – и российским за право организованно путешествовать по своей стране и за рубеж, и иностранным – за право посетить Россию. Просто туроператоры об этом уже знают, а туристы еще нет. Не случайно правительство в своем отзыве на законопроект еще перед первым чтением указало на опасность подорожания турпродукта, – говорит Сергей Шпилько. – И это в тот момент, когда туристическая отрасль фактически разорена и к предлагаемому сроку введения новой дани с 2021 года точно не восстановится».
«В любой цивилизованной стране такая законодательная инициатива была бы воспринята как полный правовой беспредел. Возьмет ли правительство грех на душу, поддержит ли такой законопроект, узнаем в понедельник по итогам заседания комиссии по законопроектной деятельности», – подчеркнул г-н Шпилько.