После принятия Госдумой РФ в первом чтении законопроекта «О внесении изменений в отдельный законодательные акты РФ для усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы РФ» Российский союз туриндустрии направил в комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству свои предложения по доработке законопроекта.
Как пояснил RATA-news вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, прежде всего необходимо отказаться от кардинального увеличения финансовой нагрузки на турбизнес. «Это особенно болезненный вопрос, тем более что увеличение предлагается без дифференциации, вне зависимости от объемов реализации турпродукта или особенностей различных направлений туроператорской деятельности. Есть также ряд других положений законопроекта, практически не имеющих механизмов реализации. И РСТ уже информировал об этом комитет Госдумы», – пояснил RATA-news Юрий Барзыкин.
По мнению РСТ, после доработки ко второму чтению могут быть приняты следующие положения:
- запрет на осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в Едином федеральном реестре туроператоров;
- усиление ответственности туроператора за нарушение установленного законодательством порядка определения размера финансового обеспечения при осуществлении туристской деятельности;
- требование выдачи в составе турпакета документа о бронировании гостиницы или иного средства размещения, а также электронного пассажирского билета. Он подтверждает право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно, либо по иному маршруту, согласованному в договоре о реализации турпродукта. Это сократит риски по оказанию экстренной помощи туристам, находящимся за рубежом на 30-40%;
- внедрение фондов персональной ответственности для туроператоров, как средства обеспечения исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Возможно поэтапное увеличение объема средств, аккумулируемых в фонде персональной ответственности туроператоров на возвратной основе (в случае ухода туроператора с рынка без нарушения своих обязательств по реализованным турам производится возврат средств) с соответствующим снижением размера финансового обеспечения в форме страхования ответственности по договору о реализации туристского продукта или банковской гарантии, или полного исключения требования предоставления финансового обеспечения страхования или банковской гарантии.
- определение оснований и порядка выплаты страхового возмещения, уплаты по банковской гарантии или из фонда персональной ответственности в случае банкротства, прекращения или приостановления деятельности туроператора;
- определение специальных условий доступа страховых компаний на рынок страхования ответственности туроператоров. Это исключит риск неисполнения обязательств по страховым выплатам или фиктивное страхование;
- исключение возможности регрессного иска по выплатам из средств резервного (компенсационного) фонда к страховой компании, застраховавшей ответственность туроператора по договору о реализации турпродукта;
- включение в закон нормы, согласно которой туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, «в пределах своих обязанностей и полномочий».
В дальнейшем, после введения в практику электронной путевки как неотъемлемой части договора о реализации турпродукта, РСТ считает возможным создание в сфере выездного туризма расчетно-клирингового центра для взаиморасчетов между туроператорами и агентствами. Здесь можно провести аналогию с тем, как обязательства агентов по договорам о реализации авиабилетов гарантируются системами взаиморасчетов Транспортной клиринговой палатой (ТКП) и International Air Transport Association (IATA) на базе электронной формы авиабилета (BSP).
Предлагается также рассмотреть возможность создания единого государственного компенсационного фонда. Его средства будут использоваться для эвакуации туристов в Россию в случае банкротства туроператоров или авиакомпаний. На регулярных рейсах будет платить авиакомпания, в случае чартерных перевозок средства перечисляет туроператор.