Россия не сможет увеличить въездной поток иностранных туристов, если консульства нашей страны за рубежом будут недружественны к турбизнесу, а процедура оформления виз останется столь же сложной. Мало улучшать инфраструктуру, повышать уровень сервиса и оптимизировать соотношение цены и качества, тем более что в обеих столицах все это уже вполне соответствует международным стандартам. Нужно еще сделать так, чтобы зарубежные туристы захотели посетить Россию и могли бы приехать к нам без особых хлопот. Проблемы, мешающие развитию въездного туризма, обсуждались вчера на круглом столе в РИА «Новости». Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин отметил, что в 2010 году россияне, выехавшие за рубеж, вывезли 26,5 млрд. долларов. А иностранцы ввезли в Россию 8,9 млрд. долларов. Разница между двумя цифрами – 17,5 млрд. – это дефицит платежного баланса по статье «Поездки». «Для сравнения, в США с января по апрель туристы ввезли 12,9 млрд. долларов, в планах на весь 2011 год – достижение показателя в 151 млрд.», – добавил г-н Барзыкин. Он напомнил, что, несмотря на высокие места, которые Россия занимает в различных рейтингах природных и культурных ресурсов, по въездному потоку она далеко отстает от развитых стран. «У въездного туризма много проблем: слабая инфраструктура, недостатки продвижения на международном рынке, соотношение цены и качества продукта и многое другое. Сегодня меры принимаются, строится инфраструктура к крупным мероприятиям, но как это все будет использоваться потом? В этом году, как мы видим, идет спад въездного потока с тех направлений, которые всегда показывали хорошие объемы», – подчеркнул вице-президент РСТ. По данным Росстата, в первом квартале 2011 года на 24% снизилось количество туристов из Финляндии, на 19% – из Германии, на 17% – из Нидерландов, на 16% – из Испании и Франции, на 14% – из Австрии и на 13% – из Норвегии. Сергей Войтович, генеральный директор компании «Свой ТТ», входящей в холдинг TUI Travel Plc, уверен, что это снижение связано с визовой политикой России. «Там, где отменили визы, поток туристов растет сразу на десятки процентов. Там, где визовые формальности нагнетаются консульствами – спад. Это, например, Италия, Финляндия, Германия, Испания – основные наши поставщики туристов», – подчеркнул он. Г-н Войтович напомнил, что в начале года открылся российский визовый центр в Испании: «Это частная фирма, которая правильно и хорошо складывает документы и подает в консульство. Но испанские туроператоры, работавшие на рынке по много лет, тут же лишились аккредитации в российском консульстве. Визовый центр не несет ответственности за сроки оформления виз, а туроператор, по испанскому закону, несет». По словам г-на Войтовича, именно появление визового центра привело к падению турпотока из Испании за первый квартал на 16%, так как увеличились сроки оформления виз с 5-10 рабочих дней до 7-21, введен сервисный сбор, появились длинные очереди на сдачу документов. Кроме того, консульство Испании требует оформить приглашение и ваучер. А у россиян испанское консульство в Москве никаких приглашений не требует. «А зачем МИДу ваучер – платежный документ туроператора, если турист может и без этой бумажки поселиться в гостиницу по предоплате?», – недоумевает Сергей Войтович. В то же время, как отмечали участники встречи, после отмены виз сразу вырос поток туристов из Турции, все больше едут из Бразилии. Сергей Войтович рассказал о росте числа туристов из Ирана, жителям которого сложно получить визы в Европу или США, а российское консульство к ним относится лояльно. Юрий Барзыкин предложил использовать для облегчения визовых формальностей удачный опыт введения 72-часового безвизового режима для пассажиров круизных лайнеров в Санкт-Петербурге, а также трехдневного безвизового въезда для британских болельщиков, приехавших в мае 2008 года на матч Лиги чемпионов УЕФА. «Плюс 500 тысяч посещений туристов только в Санкт-Петербурге дало введение 72 часов. А на матч Челси – Манчестер Юнайтед в мае 2008 года приехали 50 тыс. болельщиков, которые положили 30 млн. фунтов в копилку Москвы. Каждый приезжающий к нам турист оставляет порядка 1000 евро», – рассказал г-н Барзыкин. Еще одна проблема въездного туризма, по мнению Сергея Войтовича, – высокая конкуренция разных стран. «Например, российский экологический турпродукт – Байкал, Алтай, Камчатка – конкурирует с Коста-Рикой, Кенией, Танзанией, которые из кожи вон лезут, чтобы к ним ехали туристы. А что делаем для этого мы?» Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина напомнила, как национальные офисы по туризму, которых в Москве уже почти 50, помогают работать российским туроператорам, отправляющим туристов за рубеж. «Они деньгами участвуют в туроператорской рекламе, возвращают им часть средств, потраченных на издание каталогов, доплачивают за пустые кресла на чартерах», – подчеркнула г-жа Тюрина. Россия же не имеет ни одного полноценного туристического офиса за рубежом. По словам Ирины Тюриной, операторы, принимающие туристов в России, среди основных проблем, препятствующих развитию въездного туризма, отмечают сложность процедуры оформления виз, а также хлопотную и унизительную процедуру регистрации иностранцев в России. Среди других проблем – дефицит современных круизных судов, современных автобусов для групповых туристических перевозок, а также недостаток необходимой информации на иностранных языках, отсутствие указателей на латинице. «Решение этих и других проблем не входи в компетенцию какого-либо одного министерства или ведомства. Туризм – межхозяйственный комплекс». Проблемы, волнующие туроператоров по въездному туризму, Российский союз туриндустрии изложил в письме, которое 21 июня было направлено в МИД РФ. «Многие страны Шенгенского соглашения выдают россиянам многократные туристические визы со сроком действия один год, рассматриваются варианты оформления виз на три и даже на пять лет, говорится в обращении. Безусловно, это стимулирует поездки наших соотечественников. По экспертным оценкам, любое упрощение визовых формальной увеличивает турпоток на направлении до 20-30%. Эта тенденция отражена и в статистических данных: в 2010 году выезд российских туристов за рубеж вырос на 32%. И мы очень заинтересованы в том, чтобы это движение было двусторонним». РСТ предложил создать рабочую группу с участием представителей МИД РФ, Минспортуризма, Ростуризма, отраслевых общественных организаций и других заинтересованных сторон – для совместного решения проблем и обсуждения перспектив развития въездного туризма в России.