Поправки в закон "Об основах туристской деятельности в РФ", которые комитет по экономической политике и предпринимательству Госдумы 13 октября рекомендовал принять во втором чтении, повысят риски и для участников рынка, и для потребителей, считают в Российском союзе туриндустрии (РСТ). Законопроект о внесении изменений в федеральный закон о туристской деятельности был внесен в Госдуму в мае 2011 года. В документе предлагается снизить фингарантии для операторов, занимающихся въездным туризмом, с 10 миллионов до 500 тысяч рублей, запретить агентствам продавать турпутевки от своего имени, сделать ежегодный аудит обязательным для туроператоров с оборотом более 100 миллионов рублей в год и сделать возможным исключение операторов из реестра по решению арбитражного суда. "Предлагаемые изменения в отраслевой закон не отвечают заявленным целям по повышению ответственности участников рынка (туроператоров и турагентств) и не улучшают защиту прав потребителя. Но, наоборот, повышают риски и для тех, и для других. Эти изменения сужают рынок, ведут к монополизации и повышению стоимости путевок", - заявил РИА Новости вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. Больше всего возражений участников рынка вызывает поправка о запрете турагентствам продавать путевки от своего имени, но только от имени и поручению туроператоров, которая приведет к тому, что за все ошибки турагентств перед потребителями будут отвечать туроператоры. "В настоящее время схема работы только "от имени и по поручению" туроператора на туристском рынке практически не применяется из-за ее очевидных отрицательных последствий как для туроператоров, так и для агентов. Поскольку право туроператоров на свободу заключения договора не может быть ограничено, значительное число турагентов не получит полномочий на продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора и турагентскую деятельность формально осуществлять не будут. При этом большинство турагентов продолжат сотрудничество с туроператорами по тем договорам, которые у них уже заключены в различных правовых видах", - считает Барзыкин. Он добавил, что, если поправки будут приняты, многие туроператоры введут депозиты для своих турагентств в размере от 3 до 10 тысяч долларов. Обычно агентство работает с несколькими десятками туроператоров. Изъятие из оборота несколько миллионов рублей окажется по карману далеко не всем агентствам, а значит, введение депозитов приведет к сокращению их числа. "После краха компании "Капитал Тур" было решено принять меры по повышению ответственности туроператоров перед туристами. Правительство поручило Минспорттуризма разработать их перечень, результат этой работы мы видим сейчас. Очевидно, что с законопроектом спешили. Не отреагировали на мнение общественных объединений в сфере туризма, ФАС, Роспотребнадзора, ряда регионов. О поспешности рассмотрения законопроекта говорят такие факты, что сроки введения важнейших положений об электронном документообороте путевок и вхождению в реестр туроператоров, классификации гостиниц и иных средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей не были определены в законопроекте, рассматриваемом комитете", - подчеркнул Барзыкин. Он добавил, что в РСТ считают необходимым вернуться к обсуждению поправок до второго чтения. "На наш взгляд, более разумной мерой было бы распространение существующей практики страхования гражданской ответственности туроператоров на сферу турагентской деятельности с привязкой страховой суммы к заключаемым договорам о реализации туристского продукта. Не менее важным является наделение субъектов федерации полномочиями по ведению региональных реестров турагентств", - заключил вице-президент РСТ. Вместе с тем российский союз туриндустрии поддержал те пункты поправок, где предлагается снизить финансовое обеспечение гражданской ответственности туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма, ввести в закон положение, позволяющее исключить туроператора из реестра по решению арбитражного суда, установить требования по обязательному аудиту для крупных компаний.