Это следует из выступления министра транспорта Виталия Савельева на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике: «У нас в стране зарегистрировано 114 авиакомпаний, из них летает 111. Нужны ли все компании? Я сразу на этот вопрос отвечу, не буду всё раскрывать, я аккуратно, но вы всё поймёте, вы люди все умные.
Наша какая с вами задача? Сохранить авиацию. Сейчас, в тяжелый момент, мы стабилизировали ситуацию, и наши авиакомпании стабилизированы, это недолго будет, но это несколько месяцев – мы будем летать во вполне определенном алгоритме.
У нас всего самолетов в стране на круг в этих 111 авиакомпаниях было 1367. На текущий момент мы потеряли 78 машин, они были арестованы при полетах в том числе в дружественные страны – Турцию, Азербайджан и Армению. Мы поставили точку, теперь за рубеж мы летаем только на машинах, которые являются российскими, либо сразу зарегистрированы как российские. Это 193 самолета, из которых 148 Superjet 100, один Ту-204 и 44 импортных Airbus и Boeing.
Это временно, потому что на каком-то этапе нам потребуются запасные части, которых нас лишили. Этот вопрос для нас очевидный и первостепенный. Мы ищем решение. Когда еще ничего не началось, мы считали варианты, мы взяли за основу Иран, который находится под санкциями с 1995 года. У них сохранено 15 авиакомпаний, они их ремонтируют и обслуживают. Они умудрились купить в 2020 году еще 22 Airbus, не новые машины, но тем не менее купили. Поэтому это было для нас основой, на которой мы опирались. Можно и в условиях санкций, когда тебя со всех сторон зажали, искать решения. Мы их ищем и находим».
По словам министра, Москва пытается договориться с западными лизинговыми компаниями о выкупе самолетов, но те не идут на переговоры. В этих условиях Россия начала переводить авиапарк в российский реестр. Такие самолеты страхуют в российских перестраховочных компаниях при Центробанке.
Сенаторы спросили министра, а сможет ли Россия обслуживать такие присвоенные лайнеры?
Цитата по видеозаписи:
«- Скажите, пожалуйста, за техническим состоянием всего нашего авиапарка мы здесь будем следить?
- Да.
- С запчастями, наверное, мы тоже разберемся?
- Они не будут обслужены на Западе, их даже не выпустят в силу того, что мы забрали чужую собственность.
- Никогда уже на техническое обслуживание форм самолеты не будут приниматься?
- Мы будем делать формы сами. У нас есть три инжиниринговых центра. Мы на своих центрах будем делать C-check, D-check, это полная разборка, пока мы это делаем».
Министр сообщил, что западные лизингодатели потребовали вернуть им более 500 самолетов: «Мы сейчас определяемся с правительством, я вам просто скажу объем выкупа – это $20 млрд по остаточной стоимости. Это очень большая сумма».
Также Виталий Савельев выступил против свободного допуска иностранных авиакомпаний на внутрироссийские перевозки в условиях недостатка собственных бортов: «Чего мы не можем и не должны допустить – это каботаж внутри России, это положит все авиацию. Если дать восьмую или девятую степень свободы – все, больше авиацию России не поднять. Можно давать иностранным авиакомпаниям рейсы и увеличивать слоты сюда и отсюда, но внутрь России пускать их нельзя. Я категорически против, потому что авиации не будет российской, они нас просто положат, надо самим выкарабкиваться».
Фото: ru24.net