Виктор Заболотский, заслуженный летчик-испытатель СССР, почетный президент Федерации любителей авиации России высказался по текущей ситуации в отрасли
"Разрешение на исполнение обязательств по контрактам финлизинга, которое Евросоюз дал своим компаниям, - новость хорошая. Но это на первый взгляд."
Что представляет из себя финансовый лизинг в авиационной отрасли? Одна компания предоставляет в пользование другой воздушное судно - самолет. Компания-получатель в течение нескольких лет выплачивает полную стоимость предоставленного самолета, после чего судно переходит в ее собственность. Ну, получат наши перевозчики в свою собственность энное количество "Боингов" и "Эйрбасов".
И что дальше? Кто будет их обслуживать и как ремонтировать, если что-то выйдет из строя? Введенный ЕС запрет на продажу комплектующих сохраняется. Так же, как и запрет на техническое обслуживание и страхование предоставленных России самолетов. Поэтому повторю вопрос: что будут делать наши авиакомпании в случае возникновения необходимости в ремонте?
Пока не очень понятно. Надеяться на Китай, что через него удастся наладить поставку запчастей, я бы не стал. Китай все же опасается вторичных санкций, которые на него могут наложить США за торговлю с Россией. Отсюда следует только один вывод: надо возрождать собственное авиастроение. Это, конечно, не быстрый процесс. За год и даже два-три заменить импортный авиапарк на отечественный не удастся. Мы практически не выпускали гражданские лайнеры со времен СССР. Недостаток кадров, инженеров и конструкторов не позволит нам в короткие сроки возобновить производство собственных пассажирских самолетов. Но начать этот процесс крайне необходимо. Россия просто обязана добиться полной авиационной независимости.
Ну, и попутно не помешает решить проблему с летным составом в гражданской авиации. Квалифицированных летчиков не хватает. И, к сожалению, их подготовка может "забуксовать" в ближайшее время. Ведь что является одним из главных этапов в обучении пилота? Летная подготовка. А на чем она осуществляется у нас? В большинстве случаев на самолетах австрийского производства. Тут бы тоже подумать о достойном импортозамещении. Малые учебные самолеты мы вообще уже очень давно не производим. Также стоит задуматься и об увеличении количества летных училищ. Считаю, что у нас их мало. И подготовка в них довольно поверхностная. Опыт самостоятельных полетов у выпускников весьма скромный.
В общем, считаю, что сейчас настало самое время для решительных шагов к изменению ситуации в отечественной авиаотрасли.
Фото (с)