Туроператоры по внутреннему туризму видят снижение спроса на отдых в России. Однако «турецкий фактор» тут играет самую малую роль. Разбирались вместе с экспертами, в чем же причины, каков масштаб явления и как все это повлияет на цены.
СПАД НАЧАЛСЯ ДО ОТКРЫТИЯ ТУРЦИИ
Туроператоры еще на прошлой неделе, до открытия Турции говорили о том, что наметилась тенденция спада спроса на российские направления. Так, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин отмечал 18 июня, что спрос в целом падает по всем внутренним направлениям на 25-30% неделя к неделе.
В качестве основной причины эксперт называл информационный фон, связанный с введением коронавирусных ограничений в регионах. «Туристы ожидают закручивания гаек, введения тестов и пропусков вакцинированных. Очень многие, собиравшиеся покупать туры, взяли паузу и ждут сигналов от властей», – пояснял г-н Ромашкин.
НАСКОЛЬКО СНИЗИЛИСЬ ПРОДАЖИ РОССИЙСКИХ КУРОРТОВ
«Продажи путевок не только в Ялту, пострадавшую от наводнения, но и на все наши курорты, снизились уже в 2 раза по сравнению с предыдущей неделей», – рассказал глава «Дельфина» «Вестнику АТОР» во вторник, 22 июня.
По мнению эксперта, главных причин, влияющих на внутренний спрос, несколько.
«Это наводнения в Крыму, Анапе, и главное, смакование всех ужасных картинок в СМИ – чистой воды антиреклама для наших курортов. Второе – нарастающий вал запретов властей в ряде регионов, ожидание туристами запретов в Крыму и Краснодарском крае. Севастополь был воспринят как первая ласточка грядущих ограничений. Туристы взяли паузу и ждут дальнейших действий власти. Есть также фактор открытия Турции, но он далеко не определяющий», – говорит глава «Дельфина», подчеркивая, однако, что наблюдаемый спад, по его мнению, будет носить временный характер.
ДЕФИЦИТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЕГМЕНТЕ КАЧЕСТВЕННОГО ОТДЫХА
У «Интуриста» по сравнению с позапрошлой неделей продажи туров на российские курорты сократились на 18%, падение есть и по соседней Абхазии – на 8%.
Причины снижения компании называют иные, однако Турции среди них тоже нет.
«Данные колебания в основном объясняются сокращением уровня предложения от российских курортов. Дело в том, что практически все брендовые отели черноморского побережья уже прислали стоп-сейл на июль, а по некоторым объектам есть остановка продаж вплоть до 10 октября», – рассказали в «Интуристе».
Это согласуется и с информацией от мэра Сочи: так, по словам Алексея Копайгородского, которого цитирует 22 июня «КоммерсантЪ», на август уже продано около 90–92% номерного фонда курорта, на сентябрь — около 75%, при этом глубина бронирований достигает четырех месяцев.
У туроператора АЛЕАН, по данным пресс-службы компании, на текущий момент значимого сокращения продаж пока не зафиксировано, аннуляций в связи со сменой направления на зарубежное – тоже нет, а турецкий фактор в АЛЕАН считают в малозначимым для потребительского поведения своей аудитории клиентов.
«Туристы совсем не спешат отказываться от уже забронированного отдыха и переориентироваться на другое направление. Резких движений нет. Те, кому нужна была Турция, принимали решение дождаться открытия. Возможно, что это скажется на динамике последующих бронирований, она может быть снижена», – говорят в компании.
Представители многопрофильных туроператоров, у которых в ассортименте есть и Россия, и Турция, подтверждают: реальных перебронирований туров с России на Турцию сейчас практически нет. Подробнее об этом читайте здесь.
ОТКРЫТИЕ ТУРЦИИ ПОМОГЛО ТУРОТРАСЛИ
В целом по рынку спад спроса на внутренние направления в июле, по оценкам Аналитической службы АТОР, может составить до 20% от уровня июня. Однако следует учитывать, что продажи туров на июнь были аномально высоки, и наблюдаемый рядом компаний тренд на снижение был вполне предсказуем, и он случился бы в любом случае и без открытия Турции и других зарубежных направлений.
На снижение внутрироссийского спроса влияют и постоянно вводимые ограничения в регионах, которые заставляют потребителей внутреннего турпродукта нервничать, и тиражируемые СМИ мрачные картины «разрухи на российских курортах после наводнений», во многом преувеличенные, подчеркивают в АТОР.
«В этой ситуации Турция и открываемые с 28 июня другие зарубежные направления, прежде всего Кипр, по которому ожидается большой объем перевозки, были открыты Оперштабом как нельзя кстати и стали спасением для отрасли. Сами по себе зарубежные массовые направления не порождают «оттока» туристов в курортов юга России и тем более с экскурсионных направлений. Зато они дают возможность туроператорам и турагентам продавать доступный летний пляжный отдых, которого ждали миллионы россиян. В их отсутствие продажи бы остановились совсем. Что касается внутреннего турпродукта, то мы считаем наблюдаемые колебания естественными и временными, заполняемость основных российских курортов сегодня на высоте», – отмечает Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР
СНИЖЕНИЯ ЦЕН НА РОССИЮ НА РЫНКЕ НЕ ВИДЯТ
То, что ситуация с временным падением продаж на юге России, наблюдаемая рядом компаний, порождена во многом дефицитом предложения в среднем и высоком сегменте, доказывают и цены. Ни в Крыму, ни в Краснодарском крае игроки рынка не видят тренда на снижение цен на размещение.
«Снижения цен на юге России на июль и август пока не наблюдаем. Но возможно снижение цен на сентябрь, поскольку на этот месяц средняя загрузка курортов во всех ценовых сегментах на данный момент не превышает 50%. Динамическое ценообразование плюс специальные предложения от отелей смогут простимулировать спрос на бархатный сезон, потому что еще достаточно мест в продаже. Отели не отказываются от планов по пролонгированному летнему сезону и многие собираются работать по октябрь включительно», – рассказали в пресс-службе Национального туроператора АЛЕАН.
«Снижения цен на курортах России не происходит, потому что до середины июля все и так продано, а там уже ситуация может измениться, у отелей есть время подумать. Думаю, до 5-10 июля никто не будет реагировать на изменившуюся ситуацию», – резюмирует Сергей Ромашкин, генеральный директор «Дельфина».
Фото (с) depositphotos