Каким будет сезон речных круизов в России в 2020 году

Навигация по рекам России, которая началась в Москве в этом году на два с лишним месяца позже, постепенно набирает обороты и, скорее всего, продлится до глубокой осени. Питание в несколько смен, маски «по желанию», неожиданные изменения в маршруте и экскурсиях, а также новый тип туристов – об особенностях текущего сезона рассказали участники рынка.

Первые теплоходы заполнены на 100%

Начало навигации по рекам России в этом году перенеслось почти на 2 месяца позже запланированной даты. Первыми в рейс из Москвы 28 июня вышли теплоходы судоходной компании «Водоход», а 3 июля – круизной компании «Мостурфлот».

Старт был осложнен вынужденными переносами запланированных рейсов и приостановкой продаж текущего сезона на неопределенный срок. Тем не менее, загрузка первых судов в обеих компаниях составляет минимум 60%. По мнению экспертов, это хороший результат.

«Мы считаем это довольно высоким показателем с учетом сложившейся ситуации», – отмечает Анна Ясинская, менеджер по коммуникациям и контенту туроператора «Водоход».

«Туристы пребывали в состоянии неопределенности до последнего момента, и не все были готовы рисковать своим отпуском. Отказы от путешествий тоже были, но в основном мы наблюдали переносы на текущую и следующую навигацию», – добавляет она.

Активнее всего сейчас заполняются короткие круизы, решение о которых туристы могут принять оперативно, а вот показатели загрузки длительных круизов на 10 дней и более отстают от прошлого года.

Так, если теплоход «И.А. Крылов» туроператора «Мостурфлот» вышел в первый длительный рейс с загрузкой 85-90%, то у «Михаила Булгакова» было только 70%. При этом в прошлом году июль был уже разгаром сезона, и этот теплоход уходил практически полным.

«Хотелось бы, чтобы заполняемость первых рейсов была лучше», – отмечает Светлана Гончарова, заместитель директора по туризму круизной компании «Мостурфлот». Она связывает сложившуюся ситуацию с поздним открытием продаж – 23 июня, что сделало для многих практически невозможной быструю покупку ближайшего длительного путешествия.

Впрочем, по замечанию экспертов, с момента открытия офисов и начала офлайн-продаж активность покупателей выросла, и уже сейчас многие длительные рейсы, стартующие в начале августа, раскуплены на 90%.

Регионы готовы, но не все

Осложняет начало навигации и неравномерное открытие регионов или их неготовность к приему туристов. У туроператоров в первых рейсах возникали проблемы с Санкт-Петербургом, Соловками, Кинешмой, Плёсом, Вологдой, Череповцом и даже Москвой, где были введены запреты на экскурсионное обслуживание.

Чтобы избежать неприятностей, компании заранее продумывают варианты других заходов на территории региона и оперативной смены программы. «Фактически, мы работаем с гидами в режиме онлайн и постоянно созваниваемся с принимающими городами», – рассказывает г-жа Гончарова.

Впрочем, судя по отзывам туристов «Мостурфлота», люди с пониманием относятся к возникающим трудностям и стараются получить максимум удовольствия просто от возможности наконец-то куда-то выбраться.

«Как сообщают сотрудники, наши пассажиры почти всё свободное время проводят на открытых палубах, просто любуясь природой», – подчеркивает эксперт.

Как изменилось обслуживание на теплоходах

Несмотря на стабилизацию эпидемиологической ситуации, требования Роспотребнадзора внесли свои коррективы в привычную жизнь на борту. Был отменён «шведский стол» в ресторанах, введено питание в несколько смен, закреплена строгая рассадка. Внутри теплоходов нанесена сигнальная разметка для соблюдения социальной дистанции, а в каютах и общественных местах висят листки информации о соблюдении необходимых мер безопасности.

К радости пассажиров, ношение масок на борту носит для них рекомендательный характер, в отличие от членов экипажа, которые обязаны все время находиться в средствах индивидуальной защиты – перчатках и масках.

Жесткие требования действуют и при наземном обслуживании – экскурсионные группы сокращаются до 5 человек, посадка в автобус происходит с соблюдением дистанции, туристы снабжаются радиогидами, а заходить в музеи они обязаны в масках и перчатках. В ряде случаев эти требования повлияли на экскурсионную программу вплоть до того, что от посещения ряда привычных музеев пришлось отказаться.

При посадке пассажиры также всякий раз проходят бесконтактное измерение температуры. При первом заходе на борт они заполняют своего рода «анкету здоровья» и предупреждаются о возможных мерах в случае обнаружения заболевания.  На теплоходах имеются экспресс-тесты на COVID-19, дезинфекции подвергается багаж, посуда, все поверхности на борту и обувь (при помощи специальных ковриков).

Экипаж также проходит строгую проверку здоровья. В частности, за 3 дня до прибытия на судно, все сотрудники сдают тест на коронавирус.  

Иностранные потери

Существенным ударом для судоходных компаний в этом сезоне стало отсутствие иностранных туристов. По сути, это невосполнимая потеря, поскольку иностранный сегмент не удастся компенсировать внутренним спросом, и часть теплоходов останется невостребованной.

«Сейчас на июль запланировано 119 рейсов с российскими туристами, при этом только в этом месяце отменилось 33 рейса с иностранными клиентами», –отмечает г-жа Ясинская. Она подчеркивает, что из-за падения въездного рынка пришлось оптимизировать флот и сократить количество круизов – половина из всех теплоходов компании не выйдет в навигацию.

Чтобы компенсировать неизбежные потери выручки, часть судов, традиционно работающих с иностранцами, перешла на российские линии.  Это повысило уровень комфорта для российских туристов и положительно отразилось на спросе.

Борьба за сезон и новый тип туристов

Как отмечают все опрошенные «Вестником АТОР» эксперты, сезон в этом году, скорее всего, будет продлен до глубокой осени. Такое решение уже принято в компании «Водоход», где глубина продаж доходит до 27 ноября, и серьезно рассматривается в «Мостурфлоте».

«Из-за потери трети сезона мы все же изменили расписание, пролонгировали его», –говорит г-жа Ясинская. «Также впервые в этом году мы будем пробовать новые морские маршруты по побережью Азовского моря с посещением курортных городов, и уютные круизы по Карелии в бархатный сезон», –добавляет она.

Стоит отметить, что у «Водохода» в этом сезоне также есть две уникальные новинки, которые пользуются популярностью, несмотря на коронавирус и случившиеся из-за него ограничения. Это единственный на рынке экспедиционный круиз по Енисею и дебют новейшего теплохода «Мустай Карим».  По данным представителей компании, топовый лайнер, помимо запланированного расписания, активно бронируется как одиночными туристами, так и корпоративными клиентами.

Большое внимание ассортименту этого необычного сезона уделяют и в компании «Мостурфлот». Несмотря на то, что заявленная «Московская кругосветка» по Волге и Оке уже не состоится, большую часть уникальных предложений удалось сохранить. Так, в этом году запланировано 2 захода в Великий Новгород, продолжаются тематические энокруизы, чайные круизы, встречи с интересными людьми на борту и многое другое.

Кроме того, в этом году в компании вновь ввели конструктор речных круизов, и сразу на трех теплоходах – «Николай Карамзин» (комфорт+), «И.А. Крылов» (винтаж) и «Княжна Анастасия» (премиум). По мнению представителей компании, разный уровень теплоходов и расширенная программа путешествий от коротких рейсов до полноценных 10-13 дней позволит отправиться в путешествие людям в т.ч. с ограниченным бюджетом.

«Сейчас очень важно сохранить наших постоянных туристов», – говорит г-жа Гончарова. «Мы стараемся, чтобы люди не почувствовали, что они чего-то лишились на борту или в круизе, что для них все осталось по-прежнему. Просто изменилась подача», – говорит она.

Представители круизных компаний отмечают и новую тенденцию: в составе круизной аудитории появилось в этом году достаточно много молодых людей в возрасте 35+ с очень высокими требованиями к комфорту на борту, которые при этом отправились в круиз впервые. Есть мнение, что это те туристы, которые не смогли организовать тур за границей и выбрали для себя отдых в России.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Круизы»

Ноябрь 27, 2024 - 03:54

В навигацию-2025 на новом лайнере морского класса «Николай Жарков» компания «ВодоходЪ» запустит два новых круизных маршрута по Белому и Каспийскому морям.

 

Ноябрь 23, 2024 - 19:38

- Стоимость билета - от шести тысяч рублей за сидячее место, от 20 тысяч в каюте и 30-35 тысяч за автомобиль в зависимости от размера транспортного средства, - рассказал директор по направлению развития морской транспортной инфраструктуры Черноморского Союза промышленников и предпринимателей Сергея Туркменян.

 

Ноябрь 16, 2024 - 17:47

Городской причал "Летняя пристань" в Кронштадте для швартовки пассажирских судов планируют организовать к следующему сезону, сообщил заместитель директора Агентства внешнего транспорта Петербурга Дмитрий Куклин.

 

Ноябрь 16, 2024 - 10:10

На Пермской судоверфи (входит в компанию Emperium, часть Sitronics Group) началось строительство круизного пассажирского судна на электродвижении проекта ТФРП 700 «Байкал» на класс Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр).