Продажи туров за рубеж на фоне спецоперации на Украине сократились на 70 процентов, а по стране — вдвое, сообщили в Ассоциации туроператоров России. Пошли в рост цены на путевки, а часть ранее купленных туров аннулируют. О перспективах туристической отрасли в интервью «Парламентской газете» рассказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
- Можно ли сказать, что туристическая сфера парализована?
- Как ни парадоксально, бронирования есть, хотя и произошел резкий спад: по зарубежным направлениям — на 70 процентов, по России — в два раза. Те страны, в которые сегодня можно улететь, принимают наших туристов. Это в первую очередь Турция, Египет, ОАЭ, страны Юго-Восточной Азии. Рейсы туда запланированы, аннуляций нет. Полностью недоступна на данный момент Европа и популярные курортные направления Карибского бассейна — Куба, Мексика, Доминикана, которые не участвуют в санкциях, не закрывали свое небо для российских самолетов, но из-за того, что закрыто европейское небо, они оказались для наших туристов недоступны.
- Это ситуация считается форс-мажорной? Смогут ли туристы вернуть деньги?
- В отраслевом законодательстве нет понятия форс-мажора. То, что происходит, — это вынужденная аннуляция, поэтому деньги возвращаются. По Европе — в полном объеме, по странам Карибского бассейна — в соответствии с договором, поскольку там есть различные обстоятельства. Отмечу, что аннуляции на 95 процентов касаются закрытых направлений.
- Как проходит вывоз туристов из закрывших небо стран?
- Этими вопросами занимаются три федеральных органа власти — Ростуризм, МИД и Росавиация. Они ведут переговоры о возможности вывоза туристов из стран, где они застряли. Пока непонятно, как именно это произойдет, но все россияне вернутся на Родину. Сейчас уже многие операторы в сегменте организованного туризма рекомендовали своим клиентам добираться на Родину стыковочными рейсами, например через Стамбул или ОАЭ. При этом расходы на такие перелеты компании берут на себя, они обязаны это сделать, поскольку по договору у них есть обязательство — вернуть туристов на Родину. Как добираются самостоятельные туристы, я не знаю.
- Будет ли туристический сезон в России?
- На этот счет нельзя делать прогнозов. Ситуация меняется каждый день, мы не знаем, в каком мире будем жить через месяц. Что касается туров по России, то ранее купленные не аннулируют, а переносят. Напомню, что сейчас закрыт ряд аэропортов на Юге страны, это продлится как минимум до 8 марта. В такой ситуации переносы неизбежны, тем более что закрыты очень популярные направления, например Симферополь. Продажи туров, как я уже сказала, снизились и это тоже понятно.
- Что будет с ценами на путевки?
- Стоимость зарубежных туров перерасчитывают, исходя из курсов валют. По российским направлениям рост цен составил пока 2-3 процента. Если люди оплатили ранее полную стоимость тура, то перерасчет им не грозит. Если же имела место частичная оплата, то стоимость может вырасти. Практика частичной оплаты распространена, поскольку туристы хотят иметь возможность передумать, чтобы, если они это сделают, не заморачиваться с возвратом полной суммы.
- Как можно в целом оценить происходящие изменения?
- По отрасли нанесен гораздо более серьезный удар, чем это было в пандемию. Тогда мы говорили об угрозе части компаний или определенным сегментам бизнеса, но речь не шла о тотальной угрозе всему рынку. А самое главное, что туристы сидели и ждали, когда откроются те или иные направления. Плюс были надежды, что пандемия закончится и начнет восстанавливаться въездной туризм. Сейчас ситуация совершенно другая и это касается не только возможности передвижения по миру, но и платежей, непредсказуемости с точки зрения потенциального присоединения тех или иных стран к санкциям и страха, который появился у людей. Понадобится серьезная помощь, если государство хочет сохранить туристическую отрасль. Сейчас мы готовим предложения в адрес Правительства о мерах поддержки.
Фото: Тимур Ханов/ПГ