Эксперты рассказали о причинах повышенного спроса на дополнительные услуги и дали прогнозы на будущее.
По сведениям паромной компании Viking Line, рост спроса на дополнительные услуги со стороны клиентов из РФ заметно опережает увеличение пассажиропотока. Так, за 8 месяцев 2019-го количество пассажиров-россиян на паромах Viking Line выросло на 6,6% (по сравнению с тем же периодом 2018 года), в то время как число заказов на предоставление питания увеличилось на 16,2%, а автопакеты (каюта + провоз автомобиля) бронировались на 11,3% чаще.
Кроме того, значительно возросла востребованность предоставляемых на борту финских паромов спа-услуг. Например, посещаемость саун выросла среди россиян за этот период на 34,6%. Всплеск интереса зафиксирован и к другим дополнительным услугам. Так, количество пассажиров, выбравших трансфер из Петербурга до терминала в Хельсинки, увеличилось в 2019-м на 69%, а общая востребованность дополнительных услуг, включая провоз домашних животных и прочие, выросла на 52%.
Особенно удачным в этом отношении финская сторона называет второй квартал 2019 года. В частности, в этот период времени количество заказов на предоставление питания со стороны граждан РФ увеличилось на 26,8%, возможностью путешествия вместе с автомобилем россияне пользовались на 13% чаще, а спрос на спа-услуги вырос почти вдвое, на 86%. Статистика финского паромного оператора показывает, что наши соотечественники хотя и склонны к экономии (большая часть заказов на питание, к примеру, оформляется и оплачивается онлайн, поскольку такая форма экономит пассажирам 10% от стоимости услуги), однако они вовсе не прочь вкусно поесть. По данным оператора, почти 80% российских гостей Viking Line пользуются ресторанами и кафе на борту в формате ужинов и/или завтраков, отдавая предпочтение богатому и разнообразному паромному шведскому столу.
Что касается размещения, здесь наиболее популярными среди русских пассажиров остаются каюты уровня Standard и Comfort: в 2019-м спрос на них вырос на 5,8% и 14,3% соответственно. Увеличилось число бронирований кают Premium и Economy, которые показали прибавку в 5,2% и 11,5%. Единственный сегмент, показавший снижение, - самые дорогие каюты класса Suite: их востребованность снизилась на 27%. Однако в целом спрос на «номерной фонд» паромов Viking Line в течение 8 месяцев этого года вырос на 8,5%, а средний уровень заполнения каждой из кают увеличился.
«Запущенные ранее инициативы позволили нам повысить среднюю выручку из расчета на одного пассажира, а второй квартал отдельно показал значительное увеличение доходов за счёт пасхальных каникул, которые в этом году полностью пришлись на апрель, - констатирует президент Viking Line Ян Хансес. - Тенденция устойчива, и мы прогнозируем позитивные результаты на вторую половину года». По оценке финской стороны, рынок паромных перевозок и круизов по Северной Балтике ограничен, а конкуренция остаётся высокой, и поэтому итоговые финансовые показатели компании будут на уровне выше результатов 2018-го.
Что касается Петербурга и единственного осуществляющего из него перевозку по морю паромного оператора MOBY SPL, пока сведения о результатах его деятельности не называются. А вот о том, что оператор просчитывает перспективы выхода на маршрут Петербург - Калининград и, возможно, до портов Германии, уже заявлено. В частности, во время недавней встречи с журналистами Сергей Котенев, генеральный директор MOBY SPL, сообщил, что вероятность организации такого маршрута имеется, однако его появление затрудняется длительностью перехода и отсутствием оценки потенциального потока грузов.
«Переход до Калининграда длительный – он занимает 28 часов, и поэтому пассажиры, скорее всего, найдутся только в летнее время, - считает он. – Если вести речь о круглогодичной работе линии, зимой она может работать только за счет перевозки грузов». А поскольку пока ни «Морской фасад» Петербурга, ни порт «Пионерский» в Калининградской области не готовы их принимать и обрабатывать, вопрос о появлении регулярной линии по морю на большом пароме из Петербурга в Калининград отложен. К тому же выполнять эти рейсы тоже не на чем: паром «Принцесса Анастасия» загружен на линии Петербург – Хельсинки – Таллин – Стокгольм, а имевшая ранее в распоряжении компании «Принцесса Мария» до июня 2020 года законтрактована на обслуживание линии Чивитавеккья (Рим) – Сардиния.
Фото: FREDRIK PERSSON / SCANPIX/SCANPIX SWEDEN