В начале 2000-х телефон Йоуко Лиинамаа (Jouko Liinamaa) зазвонил посреди ночи. Это был русский, который остановился в коттедже Лиинамаа в местечке Тахко. Отдыхающие ехали на внедорожнике, заблудились и увязли на лыжне. Лиинамаа добрался на своей машине до места и вытянул автомобиль туристов. В качестве награды финну вручили тысячу евро.
Горнолыжный курорт Тахко тогда пользовался особой популярностью у русских богачей, у которых денег куры не клевали. Российские туристы начали ездить в Тахко в 1990-х. Они восхищались этим местом, покупали здесь коттеджи и участки. По воспоминаниям местных, участок стоимостью два миллиона марок продавали русским за 10-20 миллионов.
«Русские могли постучать в дверь и сказать, что они хотели бы купить это место», — вспоминает Вилле Маркканен (Wille Markkanen), генеральный директор туристической компании Kuopio-Tahko Markkinointi Oy.
Сделки с русскими по приобретению участков и коттеджей повлияли на уровень местных цен. Например, цены в Тахко были вдвое выше обычных цен этого района.
Однако высокие цены вредили развитию региона. Например, строительство коттеджа или расширение предприятия могло приостановиться, поскольку цены на участки были слишком высокими для местных жителей.
Деньги в пакетах
В начале 2000-х русские, приехавшие в Тахко на спецпоездах, могли купить снегоход, если снегохода в аренду не было, и потом оставить его у коттеджа. Сегодня туристы по-прежнему отправляются на сафари, но чаевых и покупок снегоходов стало гораздо меньше.
Кроме этого, деньги тратили на частные выступления фокусников, индийский массаж головы или даже на аренду кошки, которую брали «напрокат», чтобы гладить.
Дорогие товары, например, модные спортивные костюмы, расходились очень быстро. Деньги можно было заработать в довольно необычных ситуациях — например, за вытаскивание автомобиля.
Один человек мог заказать в ресторане все блюда в меню — чтобы попробовать. В коттедж могли пригласить итальянского повара.
В отелях присутствовали пилоты частных самолетов — на случай, если туристы вдруг захотят сменить обстановку. Местные рассказывают, что видели, как деньги носили пакетами.
Сейчас, по всеобщему мнению, русские стали меньше пользоваться ресторанными услугами — не говоря о частном транспорте.
«Сейчас туристы покупают в магазине немытую картошку и сами готовят себе еду», — говорит Йоуко Лиинамаа.
Русские стали экономить
По словам предпринимателя в сфере туризма Йоуко Лиинамаа, 2008 год был последним «сумасшедшим годом» в Тахко. Богачи нашли себе другое место для отдыха, и на смену им пришел российский средний класс. Эти россияне останавливаются в Тахко на меньший срок и не пользуются разными услугами так же активно, как богачи.
В новогодние праздники 2004-2005 российские туристы оплатили в Тахко 17 тысяч суток проживания. За весь прошлый год русские провели в отелях 12 тысяч ночей. Показатели растут, но золотые годы, когда российские туристы приезжали постоянно, уже позади.
10% всех туристов в Тахко — иностранцы. Большинство — русские. Вилле Маркканен, генеральный директор Kuopio-Tahko Markkinointi Oy, говорит, что чем больше времени туристы проводят в Тахко, тем больше они тратят здесь денег. Сейчас среднестатистический клиент останавливается здесь на несколько ночей.
И хотя клиенты больше не купаются в деньгах, нынешний сезон обещает быть хорошим.
«Этот Новый год прошел лучше предыдущего. Январь был очень удачным», — сообщает Маркканен.
Ану Руммукайнен (Anu Rummukainen)
Фото inosmi.ru