В Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме состоялось торжественное открытие выставки «Под крышей дома своего», на которой представлено более 30 произведений отечественной живописи, объединенных темой дома и домашнего очага.
Среди авторов представленных картин прославленные мастера Федор Толстой, Алексей Венецианов, Филипп Малявин, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин.
В торжественной церемонии открытия приняли участие глава города Когалыма Николай Пальчиков, генеральный директор Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» Игорь Бекетов, начальник музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова, а также учащиеся Школы искусств. Экскурсию по выставке провел ведущий научный сотрудник Русского музея, доктор искусствоведения Сергей Кривонденченков.
Тема дома, домашнего очага всегда имела особое значение для отечественных художников. Каждый дом – это частица Родины, а чувство любви к Родине питало русское искусство во все века.
Особую популярность «семейный портрет» получил в первой половине XIX века. В картинах той эпохи скрупулезно выписаны детали интерьера с анфиладой комнат. Центральное место в изображениях «залов» отводилось фигурам мужчин, женщин и детей, как правило, расположившимся вокруг большого стола (Федор Толстой «Семейный портрет», 1830; Алексей Волосков «Семейный портрет. За чайным столом», 1851).
В период утверждения реалистических принципов изображения действительности художники также подробно описывали интерьеры крестьянских домов. В избе каждый бытовой предмет представлял собой необходимую вещь повседневного обихода. Детали убранства избы составляли правдивый рассказ о деревенском доме (Владимир Маковский «Внутренний вид избы», 1872; Илларион Прянишников «Изба (внутренний вид)», 1882).
Но главная роль всё же отводилась людям, жителям дома. Работы, представляющие семью в камерной обстановке, передают особый уют семейного быта (Иван Пелевин «В крестьянской избе», 1889). Рядом – изображения людей в одиночестве, погруженных в сокровенные мысли и переживания (Александр Красносельский «У окна», 1864; Михаил Клодт «Швея», 1875).
Тема деревенской жизни предстает на экспозиции и в произведениях художников ХХ века. Мастера уделяли особое внимание печи – неизменной части русского дома (Юрий Матушевский «Русская печь», 1960; Татьяна Яблонская «Старая теплая печь», 1976).
В произведениях ХХ века на выставке находит отражение все, что связано с домашним очагом. Это, например, чтение как основной вид досуга дома (Константин Зефиров «Девочка с книгой», вторая половина 1920-х). Тему трапезы и чаепития раскрывают знаменитый «Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина (1918) и «Чай с калачами» (1972) Владимира Стожарова. Душевностью и светом дышит «Вечерний разговор» (1982) Игоря Пчельникова; непосредственность и радушие простой жизни воплощает «Первое утро (Гостеприимство)» (1959) Дмитрия Мочальского.
С течением времени изменялись обстановка и мода, но стремление к обретению счастья в кругу семьи, рядом с близкими людьми в стенах родного дома объединяло людей всегда.
Фото Rusmuseum.ru