В Михайловском (Инженерном) замке Русского музея открылась выставка Лю Хуншэна «Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути».
Экспозиция приурочена к 75-летию установления дипломатических отношений между Китаем и Россией и первому из перекрестных годов культуры России и Китая. Выставка выдающегося современного мастера каллиграфии профессора Лю Хуншэна, которого называют «послом счастливой каллиграфии», призвана познакомить российского зрителя с этим древним искусством, являющимся важной составляющей традиционной духовной культуры Китая.
Каллиграфия, «искусство красивого письма», или по-китайски шуфа, что означает «законы письма», – это самый почитаемый вид изобразительного искусства в странах Дальнего Востока. Каллиграфия является не только достоянием китайской культуры, но и важной частью всемирного культурного наследия. Развитие каллиграфии происходило непрерывно в течение нескольких тысячелетий, и каждый исторический этап порождал свой особый стиль написания иероглифов. Постепенно в каллиграфии стали формироваться различные школы, или стили, названные по именам выдающихся мастеров древности, внесших особый вклад в формирование эстетических принципов каллиграфии. Истинные мастера каллиграфии в абстрактных знаках, иероглифах, с помощью таких средств как структура, композиция, линия, способны выразить свой внутренний мир, передать мысли и чувства, свое миропонимание.
Ольга Бабина, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей: «В этом году, который является первым из перекрестных годов культуры России и Китая, Русский музей открыл в городе Тайюань провинции Шаньси свой виртуальный филиал и планшетную выставку “Великий чайный путь. Отражение в русской культуре”. Выставка замечательного мастера каллиграфии Лю Хуншэна в Михайловском замке – это своего рода ответный жест наших китайских друзей. У зрителей есть уникальная возможность прикоснуться к удивительному искусству каллиграфии, где каждый знак заключает в себе энергию, отражает эмоции и передает многовековую мудрость».
Лю Хуншэн (刘洪生) - современный китайский каллиграф и преподаватель каллиграфии. Он занимается изучением каллиграфии более сорока лет – с восьмилетнего возраста. Лю Хуншэн является составителем учебников Министерства просвещения КНР, научным руководителем выпускных работ по каллиграфии у студентов-магистрантов Юго-западного транспортного университета города Чэнду и Юго-западного университета города Чунцина, имеет звание популяризатора культуры в провинции Шаньси. В течение многих лет Лю Хуншэн отдавал свои силы обучению каллиграфии и передаче традиционной китайской культуры, в частности, он провел более двухсот лекций из серии «Приближаясь к каллиграфии» как в Китае, так и за рубежом, снискав у публики огромный успех. Кроме того, мастер Лю Хуншэн создал первый в Китае обучающий мультфильм о каллиграфии, в котором в игровой форме преподносятся базовые знания о принципах письма. Этот мультфильм смогут увидеть посетители выставки в Михайловском (Инженерном) замке.
На выставке представлено около 80 свитков мастера Лю Хуншэна. Тематически работы можно разделить на три раздела: копии надписей со стел знаменитых каллиграфов древности, выполненных мастером Лю Хуншэном; авторские работы мастера, а также материалы с лекций, в которых мастер детально разбирает особенности стилей великих каллиграфов древности, таких как Оуян Сюнь, Чжао Мэнфу, Янь Чжэньцин, Ван Сичжи и Ми Фу. Выставку дополняют портреты этих выдающихся мастеров каллиграфии, выполненные г-жой Ван Лижун, и четыре работы г-жи Лю Вэйи, талантливой ученицы мастера Лю Хуншэна.
Неискушенного зрителя может удивить раздел выставки, где представлены копии надписей знаменитых каллиграфов древности, созданные Лю Хуншэном. В чем цель и смысл подобного копирования? В китайском языке есть выражение «иероглифы похожи на людей, [которые их написали]», т.е., стиль письма может рассказать очень многое о характере автора. Например, энергетически наполненная манера письма отражает такие качества натуры, как прямота, принципиальность, твёрдость, смелость и правдивость. Мастера каллиграфии являлись яркими сильными личностями, примерами достойных людей, на которых уже более тысячи лет ориентируются последующие поколения. Таким образом, копии надписей можно воспринимать как своеобразные авторские портреты великих каллиграфов, наполненные глубоким философским и нравственным содержанием.
Лю Хуншэн, каллиграф: «Изучая каллиграфию, зритель соприкасается с миром мастера, обретает с ним определенную общность через время и пространство. Каллиграфия — это искусство, которое сравнивают с самыми возвышенными проявлениями человеческой души и прекрасными явлениями природы. Выставка в Михайловском замке станет мостиком между китайской и русской культурой, точкой единения двух народов».
Культурные связи между Россией и Китаем зародились еще в эпоху Великого чайного пути, во времена Петра Великого. Русский музей, расположенный в Санкт-Петербурге, самой западной точке маршрута Великого чайного пути, продолжает традицию культурных контактов между двумя странами своим проектом «Русский музей на Великом чайном пути». Этот масштабный проект призван знакомить жителей Китая и России с культурой и искусством друг друга.
Выставка «Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути» приглашает зрителей Северной столицы приблизиться к духовной культуре Китая и познакомиться с искусством каллиграфии.
Выставка продлится до 15 сентября.
Фото Rusmuseum.ru