Русский музей прощается с ХХ веком

Переломный период двух десятилетий конца ХХ века в зеркале изобразительного искусства. Эти временные рамки не случайно взяты за основу выставки «Без барьеров», которая открылась в Русском музее Санкт-Петербурга.

 

Образы, знаки, настроения, ожидания – художники и скульпторы точнее всех уловили дух времён перестройки и перенесли его в свои работы. Экспозиция ставит определённую смысловую точку в рассказе о многогранном и противоречивом мире искусства России ХХ столетия. Рассказывают «Новости культуры». Русский музей прощается с ХХ веком. Выставка, продолжающая серию экспозиций, посвященных отечественному искусству минувшего столетия, включила период с 1985-го по двухтысячный годы. Перестройка, развал Союза, путч, шоковые реформы, война в Чечне. Для исторических оценок время еще не пришло, музейщики настаивают на необходимости промежуточного художественного итога. «Здесь нужно для себя решить, где эта точка отсчета, когда молодежи уже интересно, а пожилым еще интересно, – говорит директор издательско-выставочных программ Русского музея Йозеф Киблицкий. – Это – как вино, которое созревает. Мы уверены, что эта выставка, которую сейчас сделал Русский музей, будет трансформирована, по-другому подана, но дух времени останется». 20 лет назад в духе времени было манипулировать с символами советской эпохи, творить быстро, масштабно, без оглядки на цензоров, которых только что отменили.

Аукцион «Сотбис» 1988 года и участие в нем работ Гриши Брускина определили новую мировую моду на перестроечных художников. «В этот период не было цензуры, поэтому каждый делал то, что он считал нужным, – вспоминает заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова. – И реалисты-традиционалисты, так называемые, и художники разных других направлений, поэтому было всё, и разное, как и в жизни». Сначала эйфория, вызванная ветром перемен, потом депрессия, как следствие затяжного экономического кризиса. Акцент на абсурдность у Кулика, Монро, Бугаева и Тимура Новикова. Критический реализм в работах мастеров старой школы. Картина «Встань, Иван» недавно ушедшего Гелия Коржева написана в 1997 году, автор обращался скорее к стране, чем к отдельному человеку. «Все-таки у искусства должны быть более масштабные задачи и вопросы, – считает художник Вадим Григорьев-Башун.

– Вопросы жизни и смерти, вот такие вот экзистенциальные вопросы». Авторский макет известного памятника Зураба Церетели, радует оптимальными параметрами, умеренное количество бронзы, несколько метров высоты, в структуре экспозиции он важен как напоминание о стиле принятия решений в монументальной политике 90-х. Уровень скульптуры на выставке «Без барьеров» чрезвычайно высок. Большая часть этих работ никогда не выставлялась, возможности музея по приобретению новых предметов 20 лет назад были минимальными. В экспозиции эти работы участвуют благодаря усилиям авторов и коллекционеров.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Июнь 10, 2025 - 16:59

У картин удивительная судьба. «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд» создавались по заказу императора Павла I как единое полотно, которое вместе с изображением других царских резиденций разместили в Михайловском замке.

 

Июнь 9, 2025 - 16:43

Музей Академии художеств при поддержке Российской Академии художеств представляет межмузейный выставочный проект «Традиции. Нико Пиросмани. Зураб Церетели».  

 

Июнь 7, 2025 - 04:01

Открывается Оружейная галерея Гатчинского дворца! До реэкспозиции посетители могли увидеть 130 предметов, теперь 208. Это лучшие предметы коллекции.

 

Июнь 5, 2025 - 22:42

Государственный литературный музей «ХХ век» открывает летний сезон пешеходных экскурсий.