"Русский музей" в Санкт-Петербурге готовится к юбилею

"Русский музей" в Санкт-Петербурге готовится к юбилею. Вскоре он отметит 115-ю годовщину с момента открытия. Это - не только одно из самых обширных в стране собраний изобразительного искусства, но и крупнейший реставрационный центр. Ежедневно в мастерских, куда не пускают посторонних, искусствоведы разгадывают тайны старых холстов. Наш корреспондент Александр Чиженок смог проникнуть в один из самых закрытых отделов музея.

«Осторожно: радиация!», - неожиданный знак для художественного музея. Впрочем, посторонние сюда попасть не могут, а сотрудники знают - помещение в конце анфилады реставрационных мастерских не опаснее кабинета рентгенолога. Картины здесь видят насквозь, а без рентгена сделать это непросто. Рассматривая живописные шедевры в музейных залах, посетители не догадываются, что едва ли не каждый их них хранит тайны, скрытые под слоями краски.

Александр Чиженок, корреспондент:
- Вот наглядный пример: Репин, портрет Веры Шевцовой - молодой женщины, у которой бледные руки почему-то контрастируют с очень смуглым лицом. Рентгеновское исследование показало - первоначально здесь был мужской портрет. Видимо, его не выкупил заказчик, и тогда, чтобы не пропадал холст, Репин взял, перевернул его, и написал поверх портрет своей первой жены. Но со временем черная краска сюртука стала проступать на лице.

В отделе технико-технологических исследований такие открытия совершают едва ли не каждый день. Произведение искусства здесь изучают как физическое тело.

- Вот линии, которые не видны. Вот они хорошо видны на экране, вот эта линия идёт, а здесь на самом деле ничего подобного нет.

Определить автора, дату создания произведения - с такими просьбами к специалистам Русского музея обращаются и частные коллекционеры, и учреждения культуры. Например, Пушкинский дом прислал на экспертизу прижизненный портрет Лермонтова.

Светлана Римская-Корсакова, основатель технико-технологического отдела:
- Их интересует, какова дата, потому что есть расхождения в подписи. Читается дата - 1840 год, а на тыльной стороне, как говорят, старинным почерком, написано - 39-й год.

Неизменным в работе остается главный принцип - ответ на поставленные вопросы технические специалисты ищут вместе с искусствоведами.
Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII - XIX веков:
- В результате вот таких совместных исследований открылся целый ареал, скажем, произведений неизвестных или малоизвестных, произведений Карла Брюллова. А, казалось бы, мы всё знаем про Карла Брюллова!

Этих неизвестных произведений хватило на целую выставку, открывшуюся на днях в Пушкинском музее в Москве. А петербургские исследователи уже приготовили новые сенсации, которые до поры предпочитают держать в тайне.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 25, 2024 - 07:37

Музей искусства Санкт‑Петербурга XX-XXI веков подготовил обширную программу на майские праздники и летние месяцы.

 

Апрель 24, 2024 - 22:09

Вместе с другими предметами из коллекции нашего музея летом он отправится на выставку «Книжный мир семьи Романовых» в Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера.

 

Апрель 24, 2024 - 21:22

Я редко ставлю общие фото, но здесь не смогла сдержаться: впервые на первых полосах изданий, надеюсь, будут те, кто просто выполнял свою работу — реставрацию картин.

 

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.