Выставка "Рожденные летать и ползать", посвященная зоологической теме, открылась сегодня в Русском музее. Она максимально широко показывает, как использовались изображения животных, птиц и насекомых в отечественном искусстве.
В экспозицию включены как классические произведения живописи, так и различные интерпретации образов, взятых из живой природы, вплоть до эпатажных произведений современных авторов. Как рассказала перед открытием выставки заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова, у музейных специалистов почти одновременно возникли две идеи ? выставить старинные произведения художников из класса живописи зверей и птиц Академии художеств и показать зрителям связь произведений искусства с миром летающих и ползающих. Потом решено было все объединить и сделать большую выставку, основная мысль которой ? обратить внимание на идеи сосуществования человека с представителями животного мира. "Художники всегда чувствовали взаимосвязь человека и природы. Они часто обращались к этой теме, и здесь они могли проявить полную свободу, в том числе, ассоциативную, стилистическую. Кто-то относился с юмором, кто-то с пафосом, но это отношение всегда эмоционально", - отметила Евгения Петрова.
Выставка открывается портретом Иоганна Фридриха Гроота, родоначальника анималистической живописи в России, руководителя "зверописного" класса Академии художеств. Затем зрителю предложено познакомиться с его произведениями и работами его учеников и последователей. Художники чаще всего делали сюжеты на тему охоты ? на картинах изображались кошки, лисы, собаки, терзающие птиц. Здесь же показаны искусно сделанные чучела экзотических птиц из коллекции петербургских музеев. Следующие залы постепенно приближают зрителя к современности. К орнитологической теме в своих картинах обращались представители разных направлений живописи, например, "русский сезанист" Александр Осмеркин, создавший "Охотничий натюрморт", создатель масштабных реалистических полотен Василий Яковлев, классик "советского импрессионизма" Юрий Пименов и один из основоположников "сурового стиля" Николай Андронов. Авторы выставки включили в экспозицию даже произведения современных художников из творческого сообщества "Митьки". Живопись и графику на выставке дополняют скульптурные произведения, показывающие взаимодействие людей и животных, а также художественные фотографии и видеосюжеты о природе.
Удивить зрителя призваны произведения искусства, которые не просто демонстрируются в последнем зале выставки, но и вступают в контакт со зрителем. Гигантские механические жуки работы Сергея Денисова начинают ползать, как только к ним кто-то приближается. В движение внезапно приходит и кинетическая скульптура Тиграна Милхасяна, которая изображает металлического монстра, похожего на гусеницу. Всего на экспозиции представлено около 200 работ из собрания Русского музея, а также других музейных и частных коллекций.