Русский музей впервые открыл выставку, посвященную Африке

20 июля в рамках культурной программы экономического и гуманитарного форума «Россия – Африка» в Корпусе Бенуа открылась выставка «Африка в русском искусстве».  

Выставка представляет более 50 произведений из собрания Русского музея, посвященных далекому континенту. Это работы братьев Никанора и Григория Чернецовых, Константина и Николая Маковских, князя Григория Гагарина, произведения Кузьмы Петрова-Водкина, Зинаиды Серебряковой, Яна Ционглинского, Веры Исаевой и других художников.     Расширение и углубление культурных и экономических связей между Россией и Африкой – важный аспект для развития нашей страны. Несмотря на географическое положение, Россию и Африку связывает давняя дружба, подкрепленная интересом к культуре и истории друг друга. Русский музей обладает интересной коллекцией произведений, связанных с южным континентом, и по инициативе и при идейной и спонсорской поддержке ПАО Сбербанк представляет их на выставке, которая станет частью культурной программы экономического и гуманитарного форума «Россия – Африка».

    Генеральный директор Русского музея Алла Манилова:

    «Выставка, относящая нас к теме Африки в отечественном искусстве, проводится в Русском музее впервые и претендует на то, чтобы быть сенсацией. Многие имена наших великих живописцев представлены по-новому – более 50 картин из наших фондов на экспозиции показывают, как поразила и захватила Африка русских художников. И Константин Маковский, и Зинаида Серебрякова, и Кузьма Петров-Водкин признавались в том, как развернулось их творчество после посещения Марокко, Алжира, Туниса и других стран. Сотрудничество с африканским континентом сейчас является одним из важнейших внешнеполитических треков для России. Этот диалог базируется на гуманитарном фундаменте, в первую очередь, на интересе наций к культуре друг друга. Эта выставка подчеркивает, что у русского народа этот интерес родился не сегодня. Она позволит нам совершенно по-другому посмотреть на историю наших взаимоотношений, не только на то, как мы влияем на Африку, но и как Африка с ее культурой, природой, самобытностью влияет на наше искусство».     Наиболее ранние работы из представленных в экспозиции – серия акварелей 1842 года братьев Никанора и Григория Чернецовых. Они направлялись в Святую землю и по пути посетили Египет. Предметом внимания братьев преимущественно были древние памятники, египетские города – Александрия, Каир, Луксор. Впечатления от увиденного легли в основу ряда акварелей художников: Никанор Чернецов – «Великая пирамида в Гизе» (1842), «Вид Каира» (1842), «Площадь Мешиа в Александрии» (1842) и др.; Григорий Чернецов – «Вид Александрии» (1842). Все эти работы, изображающие главные достопримечательности Египта, заняли свое место на выставке.

    Позднее, в 1891 году, в Египте побывал князь Григорий Гагарин. В его работах («Развалины храма на берегу Нила», 1891; «У статуй фараонов», 1891 и др.) присутствует удивительное стремление к точности и документальности, свойственное художникам более раннего периода. В графике Гагарина при этом ощутимее выражено внимание к повседневной жизни арабов, их кочевому образу жизни («Арабы на верблюдах у берегов Нила», 1891; «Верблюд в степи», 1891).

    Константин Маковский — самый известный и значительный русский мастер второй половины XIX века, побывавший в Египте и соседних странах. Самым масштабным произведением на выставке является картина «Перенесение священного ковра в Каире» (1876), которая стала наиболее ярким отражением увлечения Востоком в русском изобразительном искусстве 1870-х годов.

    Несмотря на живой интерес к природе и народам Африки, не все русские художники имели возможность отправиться в дальнее путешествие. Однако, как и сейчас, познакомиться с представителями Африки можно было и в других странах - например, Лев Бакст исполнил акварель «Молодой дагомеец» (1895), находясь в Европе. Россию же в 1901 году посетили представители Первого марокканского посольства, членов которого запечатлел Степан Александровский. Впервые зрители увидят уникальное собрание этих акварельных портретов: «Марокканский министр иностранных дел Си Абделкрим бен Слиман» (1902), «Управляющий финансами Эль Хадж Могаммед бен Шегрун» (1902) и др.

    На выставке разнообразно представлено творчество художников XX в., посещавших Африку. В конце 1890-х–1910-х годах Ян Ционглинский и Гуго Бакмансон многократно приезжали в Тунис и Марокко. Гуго Бакмансон путешествовал по Северной Африке, где создал цикл путевых зарисовок и акварелей («Портрет негра», вторая половина 1900-х). Ян Ционглинский совершал творческие поездки в разные уголки России и мира – Крым, Кавказ, Марокко, Египет, Палестину, Индию, Туркестан и т.д. В Африке было сделано множество живых и ярких зарисовок мастера: «Танжер. Базар»; «Танжер. Утро. Солнце сквозь белый туман»; «Тетуан. Вечер»; «Марокко. Пейзаж с пальмой» (все – 1898).

    Изучение русскими художниками мира Африки продолжилось и позднее. В 1907 году в Марокко и Алжире несколько месяцев провел Кузьма Петров-Водкин. Для Петрова-Водкина поездка в Африку была одним из важных этапов творческих поисков. На выставке представлена его работа «Негритянка», которая является этюдом для картины «Семья кочевника» (Государственная художественная галерея Республики Чувашия). В ней впервые была затронута одна из главных тем Петрова-Водкина – тема материнства.

    В 1928–1929 и 1932 гг. в Марокко побывала и Зинаида Серебрякова. Марокканское путешествие вдохновило художницу на серию портретов жителей африканских городов («Голова негра (в фас и в профиль)», 1928; «Торговец фруктами», 1928; «Негритянские дети», 1928). Она изображала бытовые сценки, жизнь южных городов с их особой восточной атмосферой. Новые грани творчества знаменитых мастеров посетители также смогут увидеть в Корпусе Бенуа.

    Позже, в 1920–1930-х годах интерес к африканскому искусству, стремление постичь его особый язык проявлялись в произведениях советских скульпторов и графиков.  В экспозицию вошли скульптурные работы Веры Исаевой («Африканская статуэтка», 1920-е; «Танцующие негритята», 1920–1930-е), а также обложка к детской книге «Негры».

Выставка в Корпусе Бенуа станет еще одним связующим звеном между Россией и Африкой, демонстрируя выдающиеся примеры русского искусства, вдохновленные прекрасным континентом.

Выставка продлится до 14 августа.

Фото https://rusmuseum.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Выставки»

Ноябрь 23, 2024 - 13:35

Государственный музей-заповедник «Павловск» принимает участие в крупном межмузейном выставочном проекте «Наш! Путь на пользу», посвященном десятилетию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.

 

Ноябрь 20, 2024 - 03:49

Санкт‑Петербург примет участие в туристической выставке Qatar Travel Mart 2024, которая состоится с 25 по 27 ноября в столице Катара, городе Доха.

 

Ноябрь 19, 2024 - 23:06

С 21 по 23 ноября в Ташкенте состоится международная туристская ярмарка «Туризм на Шёлковом пути».

 

Ноябрь 14, 2024 - 17:56

Жизнь каждого человека связана с мечтой о полете; как далеко влекут нас новые страны, а чувство сопричастности с Родиной – вернуться домой.