В Русском музее открывается выставка «Натюрморт 1920-х – 1930-х годов».

22 мая в зале №80 корпуса Бенуа открывается выставка «Натюрморт 1920-х – 1930-х годов», которая познакомит зрителей с работами из коллекции Русского музея, которые редко можно увидеть в постоянной экспозиции, и даст представление о развитии жанра натюрморта в отечественном искусстве начала XX века.

На выставке будут представлены произведения не так хорошо знакомых широкому кругу художников того времени – таких как Владимир Авлас, Владимир Гринберг, Анатолий Гусятинский, Ерванд Кочар, Алексей Почтенный, Игорь Попов и других.

К 1920-м – 1930-м годам тема изменившегося быта стала главенствующей практически во всех жанрах живописи. Предметный мир натюрморта стал характерным и узнаваемым. Кухонная утварь, бытовые приборы, газеты и журналы превратились в символ и живописное свидетельство нового мира и нового человека, рождающегося в нём.

С началом XX века традиционные композиции уступили место более радикальной перспективе и асимметричным объёмам. Некоторые художники стали обращаться к кубизму и футуризму. Другие придерживались более натуралистичной манеры, но создавали оригинальные композиции, используя нестандартные ракурсы и контрасты.

Ерванд Кочар уже в 1918 году под влиянием своего педагога Петра Кончаловского написал натюрморт с непривычными для этого жанра атлетическими гирями. Художественная задача подобных композиций была уже не столько в поиске красоты и идеала, сколько в исследовании новой, не всегда привлекательной действительности.

Так появились работы, подобные «Натюрморту с бутылью» (1929) Владимира Гринберга, где композицию дополняет старое жестяное ведро, или, например, «Противогаз» (ок. 1933 – 1934) Петра Осолодкова, где жуткая резиновая маска тёмной глазницей буравит зрителя. Мрачно выглядят чёрные предметы и грубые материалы натюрморта «Тарелка на клеёнке» (начало 1920-х) Александра Иванова. Все эти работы представлены на выставке.

Традиционные для жанра натюрморта цветы и букеты тоже претерпевали различные изменения. Яркая и живая зелень порой уступала место высохшим стеблям, как в представленной в экспозиции работе Алексея Почтенного «Натюрморт. Сухие травы» (1920-е). В «Жёлтом натюрморте» (1928) Марии Ломакиной редкий букет мелких и изломанных полевых цветов выглядит скорее поводом для создания композиции в духе натюрмортов Кузьмы Петрова-Водкина, а в «Букете» (1937) Игоря Попова крупные соцветия и вовсе сводятся до плоскостного символа, наивного и тревожного одновременно.

Выставка натюрморта 1920-х – 1930-х годов в зале №80 корпуса Бенуа – важное дополнение к постоянной экспозиции живописи первой половины XX века. Редко экспонируемые полотна дадут посетителям представление о глубине и разнообразии коллекции живописи Русского музея, позволят по-новому взглянуть на жанр натюрморта, а также открыть для себя имена малоизвестных художников.

Выставка продлится до 30 июля.

Фото Rusmuseum.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Июнь 12, 2025 - 12:03

Эррол Маск в составе делегации иностранных участников «Форума будущего 2050», который проходил в Москве, 10 июня посетил Музей Победы.

 

Июнь 12, 2025 - 11:54

12 июня в 12.00 музейно-выставочный центр «Россия – Моя история» приглашает всех желающих отметить День России, приняв участие в традиционной празднично-публицистической программе «День России. Лето. Петербург».

 

Июнь 10, 2025 - 16:59

У картин удивительная судьба. «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд» создавались по заказу императора Павла I как единое полотно, которое вместе с изображением других царских резиденций разместили в Михайловском замке.

 

Июнь 9, 2025 - 16:43

Музей Академии художеств при поддержке Российской Академии художеств представляет межмузейный выставочный проект «Традиции. Нико Пиросмани. Зураб Церетели».