Пока на российском рынке on-line продаж туристических услуг и перевозки нет явных лидеров. Ими станут те, кто опередит всех в технологическом отношении, то есть те, которые смогут наиболее быстрым и удобным способом выдавать результат. Об этом говорили практически все участники конференции «Электронная коммерция и агентский бизнес», организованной Ассоциацией агентств воздушного транспорта. Именно за технологиями сюда пришли представители транспортных и туристических агентств и авиакомпаний. Перед ними выступили представители Транспортной клиринговой палаты, компаний «Амадеус», «Сирена-Трэвел», Sabre Travel Network, «Таис», Hitchhiker, Platron.ru, Amargo и других. Докладчики представили коллегам новые продукты и технологии, касающиеся всех аспектов организации бронирования перевозки и туристических услуг, в том числе платежных инструментов и вопросов безопасности в сфере он-line платежей. Отдельное внимание было уделено маркетингу новой услуги. Например, ряд выступлений был посвящен важности такой характеристики сайтов бронирования, как «usability». Начальник отдела разработки интерфейсов и дизайна компания SoftKey Андрей Удалов подробно проанализировал интернет-ресурсы российских авиакомпаний и агентств именно с этой точки зрения, отметив, что сайты российских авиакомпаний хоть и являются достаточно «продвинутыми», но могли бы все же больше ориентироваться на потребителя. Сайтам агентств стоит стремиться к тому уровню, которым обладают сайты авиакомпаний. «Часто получается так, что планируя, каким будет собственный сайт, компании начинают ориентироваться на конкурентов. Надо смотреть дальше, ведь конкуренты в это же время уже обдумывают следующие шаги», – предостерег докладчик. Директор по странам Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) Microsoft Джойс Франклин Сронипа не согласился с абстрактным пониманием удобства и привлекательности on-line сервиса. Обращаясь к опыту США, одного из лидеров в интернет-продажах, г-н Сронипа подчеркнул, что есть разные целевые группы клиентов, и они демонстрируют разные сценарии поведения при использовании сайтов бронирования. На российском рынке, в конце концов, определяться лидеры, победившие в битве технологий. Остальным же компаниям стоит четко определиться с бизнес-моделью, ведь зарабатывать можно не только на интернет-продажах, но и на рекламе, если сервис будет популярен как информационный ресурс по поиску лучших предложений по билетам, отелям и другим услугам, в которых нуждается путешественник. Кроме того, по мнению Джойса Сронипа, участникам рынка стоит учитывать тот факт, что многие хотят пользоваться услугами on-line бронирования не только сидя за компьютером, но тогда и где им удобно, в частности, с помощью смартфонов, количество которых в мире скоро превысит количество компьютеров. Во многих выступлениях прозвучали оценки рынка оn-line продаж в сфере туризма и перевозки. Так, по словам партнера компании Data insight Бориса Овчинникова, на данный момент в России совершает покупки через интернет 14% взрослого населения России (6-7 млн. человек). При этом 18% оборота рынка приходиться на покупку авиа и железнодорожных билетов, и это наиболее крупный его сегмент. Анализ платежей, сделанных через интернет по кредитных картам, показывает, что более половины из них приходятся на покупку услуг перевозчиков. В первой половине 2010 года билеты оn-line купили более 2 млн. человек. При этом рынок оn-line продаж демонстрирует постоянный рост, как в России, так и во всем мире. Председатель Российской ассоциации агентств делового туризма и Российской ассоциации розничных онлайн-агентств Вадим Зеленский озвучил прогнозы Всемирной туристической организации – к концу 2011 года доля онлайн-продаж в туристической индустрии в России составит около 10% (сейчас это доля по авиа и железнодорожным билетам по разным оценкам составляет от 2 до 5%), а в странах Европы и США – от 30 до 60% рынка. Молодой российский on-line рынок демонстрирует высокую динамику роста. Г-н Зеленский привел в пример «Аэрофлот», у которого в этом году при общем росте товарооборота на 30%, доля онлайн-продаж выросла с 10 до 13%. По мнению г-на Овчинникова, уже в ближайшие несколько лет рынок электронной коммерции в России вырастет в 2,5 раза. Причем, в первую очередь, рост произойдет за счет потребителей из городов-миллионников. На данный же момент 48% покупок через интернет приходится на Москву и Санкт-Петербург. При этом представитель компании Data insight отметил, что для билетного сектора характерна «безвозвратная миграция клиентов и оффлайна в онлайн».