Туроператор «Астравел» в пресс-релизе заявил о слиянии с компанией «ПАКС» с целью создания «мощного многопрофильного туроператорского холдинга». В документе указывается, что в управляющей компании будет присутствовать банк «Финансово-Промышленный Капитал» (ФПК), что позволит в дальнейшем рассмотреть возможность привлечения в холдинг других участников туристического рынка. Отметим, что «Астравел» известен прежде всего как оператор по внутреннему туризму, хотя одно из его подразделений занимается индивидуальными путевками по всему миру, с акцентом на экзотике. В то время как «ПАКС» – один из ведущих игроков по Хорватии, Черногории, ОАЭ и Юго-Восточной Азии. Почему же сливаются две компании, практически не пересекающиеся по географии туров? Председатель совета директоров «ПАКС» Сергей Приголовкин пояснил, что в дальнейшем объединенная структура (которая, впрочем, пока продолжит работать под двумя разными брендами) будет сообща усиливаться на ряде направлений, но произойдет это только в летнем сезоне, потому что зимние объемы уже распределены игроками. Холдингом будет управлять совет директоров. Президент «Астравела» Валерий Лощиц отметил, что, поскольку «ПАКС» –более крупный игрок, его технологии и лягут в основу работы новой структуры.
А что же ФПК, какую роль он играет в этой сделке? Участники профессионального форума «Курилка» на TourDom.ru предполагают, в частности, что банк «уже не может кредитовать обоих операторов, поэтому предложил им слиться». Факт кредитного сотрудничества «Астравела» с ФПК подтверждается информацией на сайте банка. А вот данных о партнерстве ФПК с «ПАКС» Службе «БАНКО» установить не удалось. Так или иначе, г-н Лощиц опроверг предположение о связи сделки с кредитной нагрузкой. «Более того, доля банка в пакете управляющей компании будет миноритарной, поскольку мы не хотим их серьезного вмешательства в процесс оперейтинга», – подчеркнул он.
Участники рынка отзываются о слиянии двух игроков сугубо положительно. В той же «Курилке» их называют «неплохими туроператорами». В свою очередь, генеральный директор «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов (напомним, его компания неоднократно расширяла свой бизнес за счет приобретения нишевых игроков) отметил, что путь подобной консолидации ему представляется правильным. «Это сокращение издержек, расширение клиентской и агентской базы, путь к универсальности», – сказал г-н Кобищанов.