Скандал с Eviterra, шумиха в прессе подстегнули тех, кто теперь будет покупать билеты напрямую у перевозчиков.
Но эксперты полагают, что это не настолько масштабное событие, чтобы отвернуть людей от интернета и онлайн тревел-агентств. Правда, если тема будет муссироваться постоянно, то ничего хорошего для рынка это не сулит: многие агентства, и это видно на метапоисковиках, все еще продают билеты себе в убыток. В свою очередь, игроки рынка стараются это остановить: сначала «Аэрофлот» и «Трансаэро», а затем S7 и Czech Airlines разослали телеграмму с запретом на предоставление скидок клиентам из агентского вознаграждения.
По словам генерального директора компании Biletix Александра Сизинцева, скандал совпал с январскими каникулами, в которые традиционно наблюдается спад продаж. «Поэтому затруднительно оценить, больше или меньше билетов мы реализовали: объем существенно падает и без влияния внешних факторов. Некоторые наши клиенты после активного освещения в прессе ситуации с Eviterra стали волноваться о судьбе своего перелета. Они звонили в службу поддержки и спрашивали, не аннулировали ли мы их билеты», – рассказал он порталу «Авиапорт».
Плохую службу всему рынку, как полагает эксперт, сослужило и то, что билеты клиентов Eviterra были аннулированы незаконно. Агенты и субагенты не имеют права сами расторгать заключенный договор перевозки. Они продают билеты от лица авиакомпании, и когда билет продан, остаются всего два участника процесса: перевозчик и пассажир. И никто другой отменить договор не вправе. Притом, по закону факт заключенного договора перевозки подтверждается не только бланком Транспортно-клиринговой палаты, но и электронным документом, который, к слову, используется бухгалтерией как бланк строгой отчетности. То есть, клиенты, имевшие на руках электронные билеты, могли идти в авиакомпанию, и их должны были посадить на рейс. Некоторые перевозчики, например S7, так и поступали. Но это зависит от авиакомпании, могли возникнуть сложности. Тут есть тонкость: пассажир мог намеренно аннулировать перевозку, получить деньги обратно и требовать посадки на рейс, используя ситуацию с Eviterra, заметил Александр Сизинцев.
По словам эксперта, на рынке онлайн-тревел сейчас резко меняются правила игры. Западные игроки с проверенными и эффективно работающими экономическими моделями, такие как EasyJet, WizzAir, заходят в Россию, и в этих условиях местным выживать сложнее. Авиакомпании говорят, что продают больше билетов, но при снижении тарифа, а значит, они не зарабатывают больше. Свои расходы они стараются снижать другими методами, например, за счет отказа от агентских вознаграждений. А это значит, что пропадет прослойка агентов, которые работают на грани эффективности. Рынок будет укрупняться. Уже сейчас сложился пул из 10-15 сильных игроков, хотя у всех разная история. Есть ОТА, у которых ситуация напоминает Eviterra: вложения серьезные, конкуренция жесткая, маржинальность низкая. Им придется объединяться, чтобы получать прибыль. Рынок вместо хаотичного становится иерархичными и более надежным.