Мировой финансово-экономический кризис отозвался в России спадом рынка туруслуг на 17,8% – по итогам 2009 года общий объем проданных услуг в сфере туризма составил 782 млрд. рублей. Однако в 2010 году рынок продемонстрировал рост на 15,3%, хотя и не дотянул до уровня 2008 года. Такие данные по итогам проведенного исследования привел аналитик департамента консалтинга РБК Сергей Хитров на форуме «Оптимизация взаимодействий между турагентствами и туроператорами», прошедшем в рамках выставки MITT-2011. Г-н Хитров отметил, что аналитики РБК прогнозируют возврат рынка туруслуг в России на докризисный уровень уже в этом году. В структуре российского рынка туруслуг внутренний туризм по количеству отдыхающих занимает 68%, выездной – 28%, въездной – 5%. Объем проданных услуг в сфере выездного туризма составил в прошлом году 379 млрд. руб., а въездного – лишь 70 млрд. руб. На туризм внутри страны россияне в прошлом году потратили 453 млрд. руб. Самыми популярными странами для отдыха граждан России в 2010 году были Турция (25,5% от общего числа поездок), Египет (22,6%) и Украина (15%). Также в числе лидеров спроса Таиланд с долей рынка 8%, Финляндия – 7,7%, Италия – 6,3%. Германия – 6,1%, Испания и Франция, которые имеют примерно равные доли – чуть более 5%. Согласно опросу, проведенному департаментом консалтинга РБК, 41% россиян отдыхали в 2010 году чаще и их поездки длились дольше, чем год назад. 28% опрошенных в 2011 году собираются посвятить отдыху больше дней, чем в прошлом году. Сергей Хитров напомнил, что в 2009 году рынок международного въездного туризма сократился на 4,2%, обще количество прибытий по всему миру составило 880 млн. А вот 2010 год удивил экспертов: глобальный сектор вырос на 5,5%. В этом году ожидается рост 4,5%. Если рынок Европы еще только восстанавливается после кризиса, то в странах Ближнего Востока и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в прошлом году отмечен быстрый рост – 16% и 14% соответственно. Понятно, что последние события – революции в Тунисе и Египте, беспорядки во многих странах и война в Ливии, землетрясение и проблемы с атомными электростанциями в Японии – могут заметно изменить туристические показатели в этих регионах.